Пунктуационный разбор

Раздел пунктуации требует собственного разбора. Данная статья покажет, что такое пунктуационный разбор, в чем его отличительная особенность, как выполнять этот разбор, а также продемонстрирует образец выполнения. Материал поможет при подготовке к уроку русского языка в 7 классе.

  • Каждому знаку препинанию дать номер по порядку следования.
  • Рассмотреть функции знаков препинания и сгруппировать их в зависимости от них.
  • Аргументировать причины постановки ранее сгруппированных знаков препинания.

Необходимо рассматривать не только знаки, которые стоят в предложении, но и те, которые можно было поставить при ошибке.

Схематичное изображение

В некоторых случаях пунктуационный разбор требует сделать схему, которая демонстрирует знаки препинания на конце предложения, а также знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного. Такие схемы имеют общее с синтаксическим разбором предложения.

Примеры

Люди осторожно наблюдали за человеком, (1) стоявшим в черном плаще, (2) и обсуждали между собой то, (3) что он странен, (4) что он некрасив. (5)

1, 2 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.

3, 4 – запятые разделяют части сложного предложения: два придаточных предложения от главного.

5 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Данный образец показывает, что 1 и 2 запятые выполняют функцию выделения, а 3 и 4 – функцию разделения.

Схема: […], что […], что […].

Схема все же является только часть пунктуационного разбора, так как она показывает только отношения частей сложного предложения.

Что мы узнали?

Пунктуационным является такой разбор, при котором происходит анализ знаков препинания. В данном случае определяются правила постановки знаков препинания, их функции в конкретном предложении. Все знаки препинания нумеруются и группируются по функции постановки или непостановки, а затем аргументируются причины, по которым они были поставлены или не поставлены.