Морфологический разбор имеет определенную структуру. В данной статье приводится план морфологического разбора глагола. Материал поможет при подготовке к уроку русского языка в 6 классе.
Затем нужно определить постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. К постоянным относятся вид, переходность, возвратность, спряжение. К непостоянным относятся наклонение, число, время, лицо, род.
Постоянные признаки определяются по начальной форме глагола, а непостоянные признаки определяются в зависимости от контекста.
После определения морфологических признаков необходимо указать синтаксическую функцию глагола в конкретном предложении.
Памятка
Для того чтобы правильно разбирать глагол как часть речи, поможет следующая памятка:
- Докажи, что слово является глаголом.
- Поставь слово в начальную форму.
- Определи постоянные морфологические признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.
- Определи непостоянные морфологические признаки: наклонение, число, время, лицо, род.
- Укажи синтаксическую функцию глагола.
Пример
Рассмотрим образец морфологического разбора глагола:
Он уважал меня с детства.
- Уважал – глагол, так как обозначает действие и отвечает на вопрос «что делал?».
- Начальная форма – уважать.
- Постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, переходный, невозвратный, 1 спряжение.
- Непостоянные морфологические признаки: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, 3 лицо, мужской род.
- Синтаксическая функция: Он (что делал? ) уважал. Сказуемое.
Что мы узнали?
Морфологический разбор глагола начинается с определения частеречной принадлежности, где приводится общее глагольное значение и глагольные вопросы. Затем указывается начальная форма глагола с определением постоянных морфологических признаков: вид (несовершенный, совершенный), переходность (переходный, непереходный), возвратность (возвратный, невозвратный), спряжение (1, 2). После этого указываются непостоянные глагольные признаки: наклонение (изъявительное, побудительное, сослагательное), число (единственное, множественное), время (настоящее, будущее, прошедшее), лицо (1, 2, 3), род (мужской, средний, женский). Последним пунктом плана является определение синтаксической функции глагола в предложении.
Комментирование закрыто