Научный стиль речи

Среди всего многообразия стилей русского языка обычно выделяют несколько функциональных стилей. Наша статья посвящена одному из них – научному.

Научный стиль

Научный стиль речи, в первую очередь, обслуживает нужды науки. Его основная цель – передача точной научной информации, подтвержденных фактов. Поэтому различные утверждения в научном тексте обычно сопровождаются ссылками на источники, на результаты исследований, подтверждаются цитатами. Часто материал преподносится в виде цифр, схем, графиков. Научному стилю свойственно использование терминов, сложного синтаксиса; личность автора скрыта; изложение фактов сухое и безэмоциональное.

Неязыковые элементы (графики, формулы и т.п.) в текстах по ряду наук могут занимать очень важное место, почти дублируя собственно слова; известны случаи, когда из-за отсутствия переводчика на научных конференциях ученые знакомились с докладами специалистов из других стран только по неязыковым элементам и получали внятное представление о сути доклада.

К жанрам научного стиля можно отнести научную статью, монографию, энциклопедическую статью, отчет об исследовании или эксперименте, параграф в учебнике и т.д.

Адресатом текста в научном стиле чаще всего является ученый или студент, но нередки и тексты, адресованные школьникам, учащимся каких-либо курсов или просто людям с различным уровнем образования, интересующимся той или иной наукой. В зависимости от адресата выделяют несколько подстилей научного стиля.

Подстили научного стиля

Адресатом научного текста очень часто является ученый. Но не всегда. Ведь есть и студенты, которые пока только изучают науки, и школьники, знакомящиеся с основами наук, и просто люди любой специальности, которые по работе или из любознательности интересуются научной информацией. Но ведь невозможно для них всех писать одинаково! Как бы ни была интересна докторская диссертация, едва ли ее поймет пятиклассник!

Поэтому стиль изложения научной информации меняется в зависимости от того, кто адресат данного текста: в учебнике для школьника и для студента одна и та же информация может быть изложена по-разному.

Если адресат текста – учащийся, то автор стремится избегать слишком большого количества терминов, приводить различные примеры, соответствующие уровню подготовленности или жизненному опыту школьников, подбирать лишь наиболее важные факты, объяснять материал подробно. Это черты учебно-научного стиля. Его жанры – это лекция, учебная энциклопедия (например, «Словарь юного физика»), учебник и т.п.

Если же текст рассчитан на взрослого читателя, но не специалиста в данной области, а просто интересующегося, то там будет не так уж много терминов, из фактов будут отобраны наиболее интересные (а не только важные), могут даже присутствовать некоторые черты публицистического стиля (например, апелляция к читателю). Это научно-популярный стиль, а его жанры – очерк, научно-популярная статья, книга (типа «Психология для всех» и т.п.)

Есть и другие разновидности. Например, научно-информационный стиль – это стиль отчета о лабораторном исследовании, каком-либо эксперименте, автореферат и т.п. В научно-справочном стиле создаются словарные статьи, каталоги и так далее.

Что мы узнали?

Примеры научного стиля речи можно найти в изобилии: это и учебники, и научные исследования, и словари или энциклопедии, и популярные книги, знакомящие со сведениями из разных областей знания и многое другое. При всем разнообразии жанров у таких текстов есть и общие черты. В научных текстах обязательно присутствует строгое, безэмоциональное перечисление фактов и их интерпретация; на лексическом уровне заметно большое количество терминов, отсутствие разговорных и экспрессивно окрашенных слов.