Что такое словообразовательный разбор слова? Это способ понять, с помощью каких морфем от какой производящей основы оно образовалось. Выделяют при словообразовательном разборе только те морфемы, которые прибавились к производящей основе. Морфемный разбор, который изучается в 5 классе, — это анализ структуры слова. В ходе разбора выделяются все морфемы, из которых оно состоит.
3. Выделение основы. Это часть слова без окончания. Основа состоит только из словообразующих морфем, которые создают новое слово.
Важно: Окончание не обязательно находится в конце слова. Например, в глаголах, которые оканчиваются постфиксом -ся, оно стоит перед ним. (улыба-ем-ся, улыба-ют-ся).
4. Выделяем суффикс/суффиксы. Их может быть больше одного. (наруш-и-тель-ниц-а).
5. Находим приставку/приставки. Их тоже может быть больше одной (не-под-купный, пере-под-готовка). Кроме того, приставка может оказаться в середине слова, если оно образовано сложением двух основ и вторая начинается с приставки (газ-о-про-вод, водо-за-бор).
Важно: Правильно выделить приставку поможет замена её на другую (за — гадать, от-гадать, под-гадать). Приставки и суффиксы легче увидеть, если сравнить слово с другими словами, имеющими такие же морфемы, но иной корень.
6. В последнюю очередь обозначаем корень.
7. Если слово сложное, не забудьте подчеркнуть соединительную гласную, если она есть. (скал-о -лаз).
Порядок словообразовательного разбора
1. Первым делом нужно поставить слово в начальную форму.
2. Начинать надо с определения лексического значения слова. Например, слушатель — человек, который слушает; цветочек — маленький цветок. Это поможет найти слово, от которого образовалось разбираемое.
3. Обозначить основу. Если она состоит не только из корня, включает другие морфемы, она производная, то есть образовалась от другого слова.
4. Подобрать словообразовательную пару, то есть производящее слово, которое отличается от разбираемого 1-2 морфемами.
5. Обозначить основу в производящем слове. Посмотреть, какая морфема отличает производную основу от производящей, выделить её. Карман-н-ый — карман, под-носить — носить.
6. Указать способ словообразования. В русском языке их существует 6:
- суффиксальный (прибавился суффикс: пыль — пыль-н-ый);
- приставочный (появилась приставка: школьный — при-школьный);
- приставочно-суффиксальный (одновременно присоединились обе морфемы: под-стакан-ник);
- сложение (если слово образовано из 2-х, 3-х слов: пыл-е-вод-о-непроницаемые);
- бессуффиксный (В производной основе нет суффикса, который был в производящей. Так образуются существительные от глаголов: отрез — отрез-а-ть);
- переход слова из одной части речи в другую (структура слова остаётся прежней, но меняется его категориальное значение и синтаксическая роль вошёл в приёмную (сущ.) — приёмная комната (прилаг.)).
Что мы узнали?
Морфемный разбор и словообразовательный разбор слова очень похожи, но цель их разная. В первом случае анализируют состав слова, во втором — определяется способ его образования.
Комментирование закрыто