Морфемика и словообразование

Изучением морфемной структуры слова занимаются два раздела языкознания: словообразование и морфемика. Разница между ними состоит в том, что морфемика рассматривает части, из которых состоит слово и его формы, а словообразование — способ, которым слово в языке образовалось. Обе науки не просто расширяют наши знания о языке, они способствуют повышению практической грамотности. Ведь, по исследованиям учёных, на 80 % грамотность человека зависит от понимания, из каких морфем состоит слово, как оно образовалось.

Звуки, конечно, ещё меньше, чем морфема, но они не имеют значения.

Морфемы могут быть:

  • словообразующими (корень, суффикс, приставка);
  • формообразующими (некоторые суффиксы, возникающие или исчезающие при изменении слова, окончание).

В основу слова входят только словообразующие морфемы.

Словообразующие морфемы меняют основу, создают новое слово с новым значением: поварповарёнок, зимазимний, светить → светящийся, верить → перепроверить, пожар + опасныйпожароопасный.

Формообразующие морфемы изменяют форму слова. Примеры такого изменения можно увидеть, склоняя слово или меняя его о лицо, число и род: степь, степи, степями, в степях, спишь, спим, спите, спят, красные, красными, красный, красная. Как видите, основа остаётся без изменения, меняется только формообразующая морфема — окончание. В русском языке формообразующими могут быть не только окончания, но и суффиксы. Примером формообразующих суффиксов является суффикс -Л-, образующий форму глагола прошедшего времени, или суффикс -ЕН-, который возникает в разносклоняемых существительных при склонении: время — времени, гуляет — гулял. Формообразующие суффиксы в основу не входят.

Морфемный и словообразовательный разбор

Морфемный разбор, с которым школьники знакомятся ещё в начальной школе, направлен на выяснение морфемного состава слова. Его порядок:

  • Выделение основы и окончания (в том числе нулевого).
  • Выделение корня.
  • Выделение остальных морфем (приставки и суффикса), если они есть.

Целью словообразовательного разбора, навыками которого овладевают ученики 6 класса, является выяснение способа образования слова. Для этого:

  • Выделяем основу и окончание слова в начальной форме.
  • Находим слово, от которого анализируемое слово образовалось.
  • Выделяем морфему, которая изменила основу слова.
  • Определяем способ, которым слово образовано.

Словообразовательный разбор не ставит целью выяснение всей словообразовательной цепочки вплоть до самого первого исходного слова. Нужно найти слово, от которого исследуемое произошло. Они не должны отличаться друг от друга больше, чем на две морфемы.

Что мы узнали?

Морфемика и словообразование — близкие друг другу разделы языкознания. Обе науки изучают слово с точки зрения его морфемного состава. Разница в том, что словообразование исследует, каким способом, при помощи каких морфем возникло в языке это слово. Морфемика же исследует морфемный состав слова. Она отвечает на вопрос, из каких значимых частей состоит его основа, какие формообразующие морфемы участвуют в образовании его формы.