В русском языке чужую реплику на письме можно передать двумя способами: прямой и косвенной речью. Если прямая речь передаёт чужую речь максимально точно, по возможности сохраняя её особенности (специфику лексики, эмоциональность, особенности построения высказывания), то цель косвенной речи состоит в передаче основного смысла сказанного.
Это придаточное присоединяется к главному союзами что, как, ли, когда и др.
Примеры: Врач спросил, случались ли приступы раньше. Мама поинтересовалась, где мы провели весь день.
Косвенная речь, являясь придаточным предложением, всегда занимает место после главного. Тогда как прямая речь может стоять и до, и после слов автора.
Характеристика предложения, содержащего косвенную речь
Заключённая в кавычки прямая речь имеет свою отдельную интонацию и цель высказывания, что выражается знаком препинания в конце высказывания в кавычках. А придаточное предложение — косвенная речь всегда подчиняется интонации главного предложения. Зачем он сказал, что никогда не простит? (вопрос. предл.) Не лги, что ни в чём не виноват! (побудит. предлож.)
Содержание предложений с косвенной речью
Не воспроизводя речь субъекта дословно, косвенная речь передаёт только её содержание. При этом форма передачи зависит от того, кто её передаёт. Соответствующим образом трансформируются личные и притяжательные местоимения, глаголы. Опускаются междометия, обращения, экспрессивная лексика.
Нельзя писать: Антон сказал, что мне всё это не нравится. Нужно так: Антон сказал, что ему это не нравится. Ведь высказывание следует от говорящего, для которого Антон не «я», а «он». Нельзя писать: Бабушка просила внука убрать свой скейтборд из прихожей. Надо: Бабушка просила внука убрать его скейтборд. Иначе возникает смешная двусмысленность: непонятно, кому принадлежит вещь.
Глаголы в форме повелительного наклонения в косвенной речи не используются.
Примеры предложений с прямой и косвенной речью:
Прямая речь | Косвенная речь |
Пух закричал: «Ты где, Пятачок?» | Пух спросил Пятачка, где он. |
«Я в дупле!» — откликнулся Пятачок. | Пятачок ответил, что он в дупле. |
«Есть у меня подарочек», — вздохнул Иа. | Иа заметил, что у него уже есть подарочек. |
Пух постучал в двери и крикнул: «Сова, открывай! Медведь пришёл!» | Пух попросил Сову, чтобы она открыла дверь. |
Что мы узнали?
Важно запомнить, что значит косвенная речь как способ передачи чужих слов и чем она отличается от прямой речи. Её грамматическая структура — сложноподчинённое предложение, её содержание — передача смысла высказывания.
Комментирование закрыто