Глаголы в русском языке относятся к I или ко II спряжению. К какому именно, зависит от окончания в форме настоящего или будущего времени. Лингвисты осуществили это деление для того, чтобы создать простой алгоритм, который поможет правильно выбрать гласную в безударном окончании глагола. Это правило, которое связывает личную форму глагола с суффиксом неопределённой формы. Если усвоить его и помнить о глаголах-исключениях, определиться с окончанием будет совсем не сложно.
В примерах из таблицы окончания глаголов ударные. Но в русском языке много глаголов, где на эту часть слова ударение не падает, и непонятно, какую букву следует писать. К примеру, он стро…т, мы пиш…м, ты реша…шь, ветви стел…тся, спортсмены бор…тся. У таких слов спряжение определяют по инфинитиву, неопределённой форме глагола.
Спряжение глаголов с безударным личным окончанием
Ко второму спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются в начальной форме на -ить.
Все остальные глаголы, на что бы они ни оканчивались (на -еть, на -оть, на -уть, на -чь, на -ти и пр.), относятся к первому спряжению.
Глаголы-исключения
Из довольно большой группы глаголов на -ить только два слова не относятся ко II спряжению: брить, стелить. Они изменяются как глаголы I спряжения.
лицо |
брить |
стелить |
|
Единств. число |
1 |
брею |
стелю |
2 |
бреешь |
стелешь |
|
3 |
бреет |
стелет |
|
Множест. число |
1 |
бреем |
стелем |
2 |
бреете |
стелете |
|
3 |
бреют |
стелют |
В группе I спряжения их намного больше — 11 глаголов-исключений. Запомнить их легче, когда они связаны в стишок. Существует два варианта такого стишка. Можно выбрать тот, который легче запоминается.
1 вариант |
2 вариант |
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть держать, слышать, дышать, гнать |
Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть. И зависеть, и вертеть, а ещё дышать, смотреть |
В 4 классе дети пользуются ещё таким стишком-запоминалкой:
Не на -ить, не исключенье —
Значит, I спряженье.
О чём ещё надо помнить
Если глагол начинается с приставки вы-, сначала надо отбросить её — тогда ударение сместится на окончание, и станет ясно, как писать его правильно. Например, выгляд…шь, гласная плохо слышна. Но стоит отбросить приставку, и всё будет понятно — глядИшь.
В нашем языке есть два очень похожих глагола мучИть (II спр.) и мучАть (I спр.). Значит, можно с полным правом писать мучИшь и мучаЕшь, мучИт и мучаЕт, мучАт и мучаЮт. Но предпочтительнее использовать формы от мучИть (II спр.), они считаются литературными, а формы от мучАть (I спр.) — разговорными.
Слова бежать, хотеть и брезжить называются разноспрягаемыми. При спряжении они показывают окончания, свойственные обоим спряжениям. Мы бежИм, вы бежИте (II спр.), но они бегУт (I спр.). Мы хотИм, они хотЯт (II спр.), но он хочЕт (I спр.). Он брезжИт (II спр.), но они брезжУт (I спр.).
Нужно быть внимательными с глаголами, имеющими приставку обес- (обез-). Если действие относится к самому субъекту, глагол изменяется по I спряжению: К вечеру он обессилЕт от тяжёлого пути (от обессилЕть). А если действие направлено на другого, т.е. глагол переходный, он изменяется по II спряжению. Борьба обессилИт его (от обессилИть).
Что мы узнали?
Правописание безударных окончаний глаголов определяется по тому, к какому спряжению глагол относится, то есть от того, на что слово оканчивается в начальной форме. Исключениями из правила являются несколько глаголов, которые несложно запомнить.
Комментирование закрыто