Виды деятельности

Человек в процессе жизни совершает множество действий. Все они направлены на удовлетворение потребностей, необходимы для достижения поставленных целей. Именно в результате деятельности происходит формирование и становление личности. Существует несколько классификаций видов деятельности. Познакомимся с самыми популярными из них и кратко охарактеризуем структуру деятельности.

Структурными компонентами деятельности являются:

  • субъект (человек, который совершает действие);
  • объект (предмет или человек, на который направлено действие);
  • мотив (то, что побуждает человека к действию);
  • цель (конечный результат);
  • инструменты (средства достижения цели);
  • действие как процесс;
  • результат.

Виды деятельности по способу действий

Всё многообразие видов и форм деятельности учёные разделили на три основных вида. Познакомимся с каждым из них.

  • Игровая деятельность не направлена на получение конкретного результата. Её функция сводится к отдыху и развлечению. Ребёнок, играя, вырабатывает модели поведения, познаёт окружающий мир (развивающие игры, моделирование жизненных ситуаций при игре с куклами). Взрослые во время игры снимают стресс, отвлекаются от проблем, общаются в неформальной обстановке.

Виды деятельности

Рис. 1. Подвижная игра.
  • Учебная деятельность человека направлена на познание окружающей действительности и самого себя, приобретение знаний и умений, совершенствование навыков. Она может быть организованной (получение образования в специальном учреждении) и неорганизованной (самообразование). Обучение способствует психологическому развитию личности.
  • Для трудовой деятельности характерно создание материальных благ для удовлетворения потребностей человека и общества. Труд может быть физическим, умственным и смешанным.
  • Творческая деятельность предполагает создание совершенно нового, уникального продукта.

Человеческая деятельность отличается от действий других живых существ наличием чётко определённой цели, систематичностью, творческим подходом, использованием опыта предыдущих поколений. Активность животных обусловлена генетически, является результатом биологической эволюции, основывается на рефлексах.

Виды деятельности

Рис. 2. Таблица «Виды деятельности».

Виды деятельности по её результату

В обществознании выделяется два типа деятельности, направленной на создание материальных благ или ценностей культуры.

  • Материальная деятельность предполагает в качестве конечного результата получение материальных благ. Иначе её называют практической. Она может быть материально-производственной (целью является преобразование природы) и социально-преобразовательной (изменение общества).

Виды деятельности

Рис. 3. Рабочий на заводе.
  • Духовная деятельность подразумевает влияние на сознание человека, создание ценностей, достижений культуры. Примерами может быть познавательная (изучение мира, его законов), ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, осознание смысла жизни, определение её целей) и прогностическая (планирование будущего) деятельность.

Что мы узнали?

Понятие деятельности, изучаемое в 8 классе, подразумевает наличие осознанных действий, направленных на достижение цели. Существует несколько классификаций видов деятельности. Наибольшее распространение получило деление по способу действий и по результату.