Потребности человека начинают изучаться в курсе обществознания. Учебник за 8 класс предлагает рассмотреть понятия, необходимые для дальнейшего проникновения в дисциплину.
- условия жизни;
- уровень образованности;
- культурное развитие;
- достаток;
- профессия.
Состояние, в котором человек испытывает потребности, но не может их удовлетворить, вызывает ощущение дискомфорта. Неудовлетворенность приводит к напряжениям в обществе, активности населения.
Удовлетворение возникших потребностей возвращает человека в равновесие, нормальное мироощущение.
Подходы ученых
Изучением потребностей занимались философы древних времен. Первым, кто сумел разложить понятие в виде цельной структуры, считается психолог Америки Абрахам Маслоу. По его идеологии, желания индивида располагаются в виде восходящей лестницы или спирали:
- низшие биологические;
- высшие духовные.
Иерархическая теория порядка выстраивания желаний описана в трудах психолога.
Другие авторы предлагают объяснить природу потребности по-другому:
- нужда – Л. Брентано;
- удовлетворения того, в чем появилась нужда, – В. Лежнев;
- ценность, благо – В. Магун;
- необходимость – Д. Леонтьев;
- напряжение – И. Джидарьян;
- реакция – Й. Шванцер;
- противоречие между реальностью и необходимостью – Б. Поршнев.
Интересно то, что все авторы, разбирая природу понятия, согласны в одном положении: любые потребности развивают человека, делают его активным. Тема «Потребности» рассматривается в науке, как двигатель человеческой эволюции.
Классификация понятия
Виды потребностей человека по Маслоу делятся на группы:
- Биологические. Они отличают человека от животного, но в то же время часть биологических желаний одинакова для живых существ: еда, сон, вода.
- Социальные. Личность пытается найти свое место в жизни, занять его. Для этого приходится приобрести профессию, вырасти в карьерном положении.
- Духовные. Человек стремится постичь все, что ищет его разум. К духовному относятся желания быть красивым, умным, сильным. Доброта, любовь, дружба – стремления духовной сферы.
Какие потребности человека первичны, какие вторичные определить невозможно. Но понятно, что высший уровень потребностей дает личности больше, чем низшие (животные) желания.
Ценностная ориентация
Обществознание предлагает разобраться, что регулирует поведение разумных существ. Научное понятие, необходимое для изучения, – ценностные ориентации.
Регуляторы поведения – ориентиры, на которые полагается человек. Они основываются на ценностях, к ним стремится человек, движется к их достижению. Ценности – важный ориентир. Что может быть ориентиром:
- материальный достаток;
- положение в обществе;
- результат творчества;
- постижение духовности.
Потребности вызывают человека к действиям, их отсутствие приводит к пассивности, потери интереса к жизни.
Что мы узнали?
Понятие потребности необходимо для усвоения характеристики «человека». Роль потребностей в жизни, их виды позволяют разобраться в эволюции человеческих отношений. Желания личности – это не просто чувства, это движущий механизм, позволяющий выводить человека на новые ступени развития.
Комментирование закрыто