Наука как социальный институт

Наука как социальный институт представляет собой совокупность различных организаций и людей, подчиненных общей цели познания окружающего мира. Это одна из самых молодых областей человеческой деятельности. Узнаем, какими признаками она характеризуется и какие функции в обществе выполняет.

Наука как социальный институт

Функции науки

Любые научные труды создаются с одной общей целью: получить новое знание.

К функциям науки относят:

  • выработка объективных знаний об окружающей действительности;
  • оформление этих знаний в теории.

В настоящее время наука имеет тесную связь с образованием. Это объясняется потребностью в распространении и передаче объективных знаний о мире, выработке методов и способов преподавания научных дисциплин, теоретической базы для учителей и педагогов. Перед образовательными учреждениями государство ставит сразу две цели – организация педагогической и научной деятельности.

Рассмотрим систему научных учреждений в России:

  • Академия наук;
  • отраслевые академии: медицинских, педагогических наук;
  • научно-исследовательские институты/

Результаты деятельности данных организаций отражаются в монографиях, учебниках, энциклопедиях, атласах, которые издаются и находятся в открытом доступе для всех людей.

Виды наук

  • естественные (биология, физика, химия);
  • гуманитарные (философия, история);
  • социальные (экономика, этнология);
  • технические (биотехнология, радиоэлектроника).

Этапы включения человека в научную деятельность

  • образование в школе (человек получает элементарные знания, основу для дальнейшей деятельности);
  • высшие учебные заведения – институты, университеты, консерватории, академии (человек непосредственно занимается научной деятельностью на высоком уровне, приобретает необходимые навыки).

Что мы узнали?

Наука – это один из социальных институтов, появление которого было вызвано потребностью в получении истинных знаний, обосновании любой деятельности, особенно педагогической. Зарождение научной деятельности и ее бурное развитие стало возможным в результате начала технического прогресса. Те средства, которые человек смог изобрести, позволяют делать все больше открытий в разных областях. Главная задача науки – фиксировать и оформлять данные открытия, проверять их с помощью различных средств.