Межличностные конфликты

Межличностные конфликты являются противостоянием среди людей причастных к объединяющей их ситуации, когда события этого, воспринимаются всеми как нечто «личное». Это психологическая проблема нескольких отдельно взятых людей, требующая немедленного разрешения в пользу всех сторон конфликта, в любом другом варианте, исчерпан он не будет.

  • По причине взаимозависимости двух или нескольких людей, связанных корпоративной этикой, дружескими отношениями, или семейными узами. Конфликтная ситуация может возникнуть на фоне раздела властных полномочий, несогласия при выполнении общих задач, эмоциональной привязанности, когда одна из сторон чувствует себя ущемленной;
  • На фоне целевых различий, у людей, связанных профессиональным интересом. Конфликт неизбежен в случае существенного отличия в выполнении одной, общей задачи двумя людьми, или группами людей. Возникновение препятствий на этой почве, как реальных, так и мнимых, всегда рассматривается в виде угрозы для реализации своих проектов и ожиданий;
  • В случае ценностно-мотивационных противоречий в подходе к разрешению какой либо спорной ситуации личного характера. При этом часто возникает недооценка поступков и мотивации другой стороны и переоценка собственных, что неизбежно выливается в конфликт;
  • По причине неправильного поведения в обществе одной из сторон. Чаще всего конфликт возникает между представителями разной возрастной категории, когда при отсутствии житейского опыта, одна из сторон берётся поучать другую, или забывает о манере поведения в этой ситуации;
  • По причине личностных различий между людьми. Индивидуальность каждого отдельно взятого человека становится самой частой причиной конфликтов в межличностных отношениях, они возникают в результате столкновения сторон, когда проявляются персональные особенности, каждой из них.

По статистике 67% всех конфликтов возникают по надуманной причине.

Межличностные конфликты

Стадии межличностных конфликтов

В любой конфликтной ситуации, перерастающей в открытое противостояние, есть закономерное начало и такой же финал. Но прежде чем это произойдёт, конфликт всегда находится в определённой стадии, а на пути к завершению проходит несколько характерных этапов. Они определяются интенсивностью и длительностью конфликта, а также его последствиями:

  • Начальная стадия – предпосылка к конфликту, скрытая и неопределённая, когда стороны его, ещё не вступили в открытое противостояние, но в то же время не видят мирного решения проблемы. Эта ситуация выступает прочным фундаментом, на котором строятся враждебные отношения, на фоне неудовлетворённого положения в коллективе или обществе, зависти, невосприятия личных качеств окружающими. На этой стадии зреет внутренний конфликт, готовый выплеснуться наружу в любой момент;
  • Стадия начального напряжения – когда, не остаётся даже призрачных надежд на урегулирование назревающего конфликта мирным путём, он наконец, вырывается на поверхность, причём в наихудшем проявлении. В этот момент происходит личная оценка ситуации каждой из сторон, формирование и определение собственной позиции, а так же рассматриваются все варианты возможности снизить уровень напряжения, или наоборот усилить его;
  • Реакционная стадия – когда ситуация накаляется до предела и противостояние переходит от затаенных обид к ничем не прикрытой, беспощадной борьбе между участниками конфликта. По мере усугубления ситуации, параллельно усиливается антагонизм в личной позиции каждой из сторон и чувство собственной правоты. Отношения конфликтующих на этой стадии ухудшаются всё больше, благодаря активным действиям, окончательно заходят в тупик;
  • Финальная стадия – в большинстве случаев наступает только тогда, когда ни у одной из сторон конфликта не остаётся аргументов, ни в свою пользу, ни в чужую. На этой стадии происходит или полюбовное разрешение ситуации, путём конструктивного диалога между участниками, или частичное примирение, когда каждый остаётся при своём мнении, но напряжение снижается. Либо как вариант – конфликт заканчивается полным разрывом отношений, после чего конфликтующие стороны демонстративно не замечают друг друга.

Способы разрешения конфликта

В любой ситуации, насколько бы тупиковой она ни выглядела, существуют возможности разрешения межличностных конфликтов, так, что каждый из его участников останется при своих интересах. Для этого построено несколько стратегий, призванных примирить враждующие стороны и избежать перехода к радикальному сценарию развития событий:

  • Стратегия наступления – является силовым методом, не самым лучшим в сложившейся ситуации, но способным привести к разрешению конфликта. Она не подразумевает рукоприкладства, а выражается во взятии инициативы одной из сторон, навязывании своих интересов и точки зрения другой, при этом, не ущемляя её собственные. Оказывается эмоциональное давление, прибегают к ухищрениям и манипуляции сознания;
  • Стратегия компромисса – возвращающая к исходной точке, но заглаживающая конфликт, путём снижения напряжения между сторонами, постепенно отходя от активных действий. Для этого нужно игнорировать какие-то моменты, пересмотреть отношения к предмету вражды, или же, пойти на уступки, даже во вред собственным интересам. Видя старания в этом, оппонент непременно последует примеру;
  • Стратегия полюбовного договора – лучшая из всех, но для этого обе стороны должны быть готовы к диалогу. Участники конфликта могут найти совместное решение, путём наиболее оптимального выбора методов выхода из конфликтной ситуации, способной удовлетворить всех, в достижении взаимовыгодных условий.

В разрешении конфликтной ситуации, сложнее всего сделать первый шаг на пути к примирению, но выигрышной стороной оказывается та, кто первой пойдёт на сближение.

Что мы узнали?

Межличностные конфликты – это тема обществознания 6 класса, которая изучает глубокий психологический процесс в отношениях людей, с которым рано или поздно сталкиваются все. Это негативное явление, способно сделать близких людей чужими, разрушить дружбу или даже семьи, поэтому лучше не допускать возникновения подобных ситуаций, а при назревающем конфликте искать скорейшее его решение.