Свобода и ответственность

На протяжении всей истории человечества люди боролись за свою свободу. Они отстаивали право самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, участвовать в жизни государства, иметь доступ к благам. В современном мире свобода является высшей ценностью. Однако она не может быть абсолютной. Узнаем, как взаимосвязаны свобода и ответственность, какой смысл имеют эти понятия.

Свобода и ответственность

Рис. 1. Человек в ситуации выбора.

Человек приобретает свободу, если в обществе сформированы условия для этого. Кратко перечислим факторы, влияющие на способность выбора.

  • Высокий уровень общественного развития.
  • Место, которое человек занимает в социуме.
  • Принятые нормы поведения (моральные, юридические, этические).
  • Самосознание личности, то есть способность анализировать собственные интересы и потребности, действовать в соответствии со своими ценностями и идеалами.

В течение длительного времени многие люди не имели возможности распоряжаться собственной жизнью. В период рабовладельческого общества люди воспринимались как товар. В Северной Америке до 1865 года к чернокожим выходцам из Африки относились как к созданиям без души, которые рождены, чтобы удовлетворять потребности хозяев. Похожая ситуация была и в нашей стране до отмены крепостного права в 1861 году.

Свобода и ответственность

Рис. 2. Крепостные крестьяне.

Свобода и ответственность

Не существует абсолютной свободы. Человек не может делать всё, что ему захочется, так как при этом он может нарушить права окружающих, нанести вред как другим людям, так и самому себе. Узнаем, как соотносятся понятия «свобода» и «ответственность».

В жизни человека постоянно возникают ситуации выбора. Они касаются и повседневных действий, и важных решений, влияющих на будущее. При этом зрелая личность анализирует внешние обстоятельства, учитывает свои способности и предпочтения, просчитывает вероятные варианты развития событий. Ответственность — это способность отвечать за последствия выбора.

Учёные считают, что абсолютная свобода может привести к краху человеческого общества. Если каждый начнёт делать только то, что хочет, возникнет множество конфликтных ситуаций. Например, кто-то захочет взять без разрешения автомобиль соседа. Многие люди решат, что не желают работать. Законы можно будет нарушать, а мнение окружающих станет лишь пустым звуком. Это может привести к анархии, то есть полному отсутствию порядка.

Свобода и ответственность

Рис. 3. Гибель цивилизации.

Таким образом, свобода и ответственность неразрывно связаны между собой. Человек может сам решать, как поступить в той или иной ситуации, но при этом он должен осознавать, к чему могут привести его действия.

Существуют внешние и внутренние регуляторы поведения людей. Примерами внешних являются:

  • нормы морали;
  • мнение окружающих;
  • принятые в государстве законы;
  • традиции и обычаи;
  • религиозные нормы;
  • устоявшиеся представления о прекрасном и безобразном.

Важнейшим внутренним регулятором является совесть — чувство ответственности, сложившееся под влиянием убеждений и представлений человека. В его основе лежат ценности, сформировавшиеся в процессе жизни.

Что мы узнали?

Свобода и ответственность, изучаемые в 11 классе, тесно взаимосвязаны. Свобода — это возможность выбирать способ поведения в определённой ситуации. Она порождает ответственность — способность отвечать за последствия принятого решения.