Технологической или второй промышленной революцией называют период мировой истории второй половины 19 и начала 20 века. Его особенностью следует считать появление новых отраслей мировой экономики под влиянием технических достижений и изобретений. Странами-лидерами Второй промышленной революции стали США, Западная Европа и первая азиатская страна, ставшая индустриальной, — Япония.
Точную дату начала второй промышленной революции назвать трудно, скорее всего, таковой являются 1860-е годы, когда получил распространение способ выплавки стали, разработанный британским изобретателем Генри Бессемером. В последней трети XIX века выплавка стали увеличилась в 20 раз, что привело к развитию кораблестроения и росту производства любых металлических изделий.
Под влиянием ряда изобретений начался процесс вытеснения паровых машин, появившихся в конце XVIII века, электрическими. Одной из особенностей периода стала электрификация производства и быта.
К важным изобретениям, связанным с электрификацией, в последней трети XIX века относятся:
- динамо-машина;
- лампа накаливания. В 1876 году её создал русский электротехник Павел Яблочков;
- электрифицированная железная дорога немецкого инженера Эрнста Вернера фон Сименса, а также появившиеся вскоре трамвай и троллейбус;
- аэрофон Эдисона 1860 года.
Концепцию второй промышленной революции предложил в 1915 году британский социолог Патрик Геддес, однако широко она стала использоваться с 1970-х под влиянием американского экономиста Дэвида Лэндиса.
Успехи новых отраслей
Датой появления нефтяной промышленности стал 1859 год, когда в США получили керосин из добытой нефти. Спустя 20 лет в Баку была основана нефтяная компания братьев Нобель и к 1900 году Российская империя оказалась среди мировых лидеров по производству нефти.
К концу XIX века крупные города мира были соединены международной телеграфной сетью. В 1876 году был изобретён телефон, а в 1895 году — радио, получившее распространение только после Первой мировой войны. Одна из первых в мировой истории электростанций появилась в США в 1898 году.
Первый автомобиль был собран Карлом Бенцом в 1885 году, но массовое производство этого вида продукции впервые удалось наладить в США в 1908 году на заводах Генри Форда благодаря использованию конвейера и поточных линий. Один автомобиль Форд-Т состоял из 5 тыс. деталей, и уровень его производства достиг сотен тысяч экземпляров.
Лидером железнодорожного строительства к концу XIX века стали США, а второе место занимала Российская империя, где до 1916 года велось строительство Транссибирской магистрали, но при этом плотность железных дорог была велика в небольших индустриальных государствах вроде Бельгии.
В ходе второй промышленной революции лидером промышленного производства к 1900 году стали США. На их долю приходилось 25 % мирового объема. Великобритания, которая в XIX веке имела репутацию «фабрики мира», оказалась на втором месте с 20 %, а за ней следовали Германская империя с 13%, Российская с 9 % и Франция с 7 %.
Что мы узнали?
2-я промышленная революция последней трети XIX — начала XX века привела к бурному росту мировой экономики, лидером которой стали США. Для понимания этого периода Нового времени следует кратко представлять, какие изобретения и технологии тогда появились.
Комментирование закрыто