Принципат в Древнем Риме имел большое значение, поскольку положил начало смене государственной форме правления. В этот непростой период происходило зарождение империи, но при этом сохранялись черты демократической республики.
Республиканские государственные аппараты перестали удовлетворять потребности державы, которая стремительно расширяла свои территории. Они были эффективны во время существования города-полиса, но зарождающаяся империя нуждалась в иной форме общественного управления и контроля.
Государственный строй принципата
Решением накопившихся проблем стала особая политическая система под названием принципат. Это переходная форма правления между республикой и монархией, основы которой стали закладываться при первом римском императоре – Августе Октавиане.
Термин «принципат» в переводе означает «первый среди равных», и это во многом определяет сущность этой формы правления, которая подчеркивала демократичность власти принцепса – главы государства. Принципат стал ранним периодом в истории Римской империи.
При новом строе еще сохранялись черты прежнего режима:
- Созыв народных собраний (аристократических, цензовых, всеобщих).
- Заседание сената.
- Избрание консулов, народных трибунов, преторов.
- Работа магистратур.
Однако на деле работа республиканских учреждений стала формальностью. К тому же все чаще в них фиксировались случаи подкупа, коррупции и даже насилия над членами совета.
В реальности контроль над государством перешел к принцепсу, который сосредоточил в своих руках жреческую, гражданскую и военную власть. Августу Октавиану удалось возложить на себя все важнейшие в римском государстве полномочия. Одновременно он был консулом, диктатором, цензором, народным трибуном, претором. В зависимости от ситуации, он выступал в том или ином амплуа:
- В роли трибуна он отменял неугодные ему действия любого органа власти, он мог арестовывать граждан или миловать виновных по собственному усмотрению.
- Как цензор он занимался формированием сената.
- В качестве консула он определял политический курс государства.
- Будучи диктатором, он управлял провинциями, командовал армией.
Помимо утверждения монархической власти, Октавиану удалось ввести в государстве так называемый «культ императора». В период его правления и после его кончины обществу всячески навязывалось поклонение личности, признание императоров богами на земле. «Культ императора» стал неотъемлемой чертой принципата.
Что мы узнали?
При изучении темы «Принципат» мы узнали, в каком состоянии пребывало Римское государство в III-I веках до н.э. и в каких переменах оно нуждалось. Мы выяснили, что означает термин «принципат», и какие формы правления он в себе сочетал.
Комментирование закрыто