Определение “первобытный человек” связано с самим понятием первобытного общества. Так называют стадию развития человечества до появления письменных источников. Ученые изучают ее по данным археологии, этнологии, антропологии, геологии.
- Ранний древний каменный век.
- Средний древний каменный век.
- Поздний древний каменный век.
- Средний каменный век.
- Новый каменный век.
- Поздний новый каменный век.
Если упрощенно, то древний каменный век называется палеолит и охватывает самый длинный промежуток истории человечества – с 2,4 млн лет до 10 тыс. лет до н.э. За это время произошла эволюция от человека умелого до кроманьонца, то есть человека современного вида. Люди освоили огонь, лук, охоту, собирательство и рыбную ловлю.
Мезолит длился с 10 до 5 тыс. лет до н.э., а неолит еще меньше от 5 до 2 тыс. лет до н.э., хотя на Ближнем Востоке он начался раньше на несколько тысяч лет и совпал с мезолитом в других регионах планеты.
Есть и другой вариант периодизации первобытного общества, исходя из форм собственности, семейных отношений и разделения труда. Ученые выделяют три эпохи: первобытного стада, родового строя и разложения общинно-родового строя.
К перечисленному выше можно добавить еще медный, бронзовый и железный век, но чаще это уже относится к цивилизации. На рубеже IV и III тыс. до н.э. уже появились первые государства, культовые сооружения, города и торговые пути на Ближнем Востоке и в Северо-Восточной Африке.
Развитие хозяйства
Необходимо знать пять основных черт первобытного общества:
- Общинная собственность на землю и орудия труда.
- Коллективный труд.
- Низкий уровень развития производственных сил.
- Зависимость от окружающей среды – водоемов, климата, лесов, животных, стихийных бедствий.
- Уравнительный характер распределения продуктов труда.
Следовательно, в таком обществе нет классов, государства и частной собственности.
В мезолите люди стали селиться на холмах и создавать поселения площадью от 2 до 4 га. Также появились членораздельная речь, пиктография, наскальные росписи, музыка, танцы, лечение травами. Человек приручил собаку для охоты и охраны поселений.
В неолите произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Это явление пошло в историю как неолитическая революция. Люди стали заниматься не только охотой и собирательством, но и земледелием и скотоводством.
В неолите стала развиваться торговля и строительство различных сооружений, например, амбаров и стен с башнями. Примеры неолитических поселений, которые стали первыми городами – Иерихон в Палестине и Эреду на юге Ирака.
Что мы узнали?
Первобытные люди – первая тема в школьном курсе истории 5 класса. Для понимания истории человечества необходимо знать, когда появился первобытный человек, как жили и где жили первые люди. Краткое сообщение об их жизни и орудиях труда детям могут задать в 5 классе.
Комментирование закрыто