Народное собрание в Афинах

В Древней Греции форма правления отличалась от государств Древнего Востока. Она вошла в историю как полисная демократия. Одним из ключевых полисов были Афины. С XI и до начала V века до н. э. главой этого полиса был архонт. Около 593 года до н. э. в городе были проведены реформы Солона, и общественно-политический строй стал более демократическим. Высшим органом власти стало народное собрание — экклесия.

Клисфен также ввёл понятие «остракизм», то есть «суд черепков». С его помощью граждане определяли человека, опасного для государственного строя, и изгоняли его на 10 лет.

Первое использование остракизма датируется 488 годом до н. э. Последний случай применения остракизма относится к 417 году до н. э., когда был изгнан Гипербол. Фактически это было гуманное оружие демоса против родовой аристократии и таких государственных деятелей, как Фемистокл, Аристид и Перикл.

Народное собрание в Афинах

Рис. 2. Народное собрание в Афинах.

Принципы деятельности

Экклесию созывала и вела притания — орган государственного совета численностью в 500 человек, избранных на месяц по жребию.

Для каждого из собраний был назначен особый род занятий. В первом рассматривали судебные дела и вопросы о конфискованных имуществах, а во втором — предложения о помиловании. В третьем занимались переговорами с иностранными государствами. В четвёртом рассматривали религиозные и общественные дела.

О собрании объявляли при помощи плакатов. Местом сбора собрания стал невысокий и каменистый холм Пникс. Первое собрание на нём было проведено около 507 года до н. э. На холме могло собраться от 5 до 15 тыс. человек. Перед собранием люди совершали жертвоприношение и молились.

В дебатах мог принимать участие любой, кроме подвергшихся атимии — тяжёлому наказанию с публичным бесчестием. Постановление народного собрания называлось псефизмой, его вырезали на меди и камне. После окончания собрания его распускали при помощи глашатая.

Источником информации о деятельности народного собрания в Древней Греции являются надписи, которые изучает древнегреческая эпиграфика, а также труды античных историков:

  • Фукидид;
  • Геродот;
  • Псевдо-Ксенофонт или «Афинская полития», написанная около 430 года до н. э.;
  • Плутарх, живший в I веке н. э.

В других полисах тоже существовали народные собрания, например, в Спарте оно носило название «апелла», в Дельфах — «агора», в Аргосе и Эпидавре — «алия».

Народное собрание в Афинах

Рис. 3. Экклесия в Греции.

Что мы узнали?

Для понимания истории Древней Греции и особенностей её демократии следует представлять, что делало и зачем созывалось народное собрание в Афинах. Расцвет демократии, а значит, и экклесии, пришёлся на V–IV века до н. э. Кратко говоря, на народном собрании рассматривались судебные дела, предложение о помиловании, переговоры с иностранными государствами, религиозные и общественные дела.