Для понимания истории Индии и особенностей этого общества следует знать, что такое каста. Такое название получили социальные группы с наследственным закреплением рода деятельности, и они формировали классическую модель кастовой иерархии, которая представляла собой пирамиду, где сверху находились брахманы, а в основании — неприкасаемые. На санскрите основные четыре сословия индийского общества называют варнами.
Брахманы представляли собой высшую из 5 каст. Их также называли випрами и двиджами, что означало «дваждырождённый» или «прошедший посвящение». Брахманы являлись духовными наставниками, они старались придерживаться занятий, предусмотренных кастовой принадлежностью, и поэтому занимали следующие должности:
- писарь;
- священник или жрец;
- учёный или учитель;
- чиновник;
- судья.
Следовательно, большую часть государственных должностей занимали брахманы, и они же были землевладельцами. Численность высшей варны колебалась на уровне 2–5 % жителей Индии. Убийство брахмана считалось тяжким преступлением в культуре индуизма.
Следующей в порядке иерархии индийской кастой были кшатрии, которые представляли собой своеобразный аналог европейских феодалов, так как они управляли поместьями. На санскрите название этой касты означает «властный». Из числа кшатриев в Индии выбирали раджей. Богом-покровителем кшатриев был Индра — самого популярный по числу упоминаний в Ригведе повелитель небесного царства.
Каста кшатриев возникла в древности как результат отделения от производительного труда военной и управленческой функций. Они были не только профессиональными воинами, но и землевладельцами и чиновниками.
Кшатрии обладали правом наказывать представителей других каст. При этом от них требовалось защищать брахманов, людей и крупный рогатый скот. У кшатриев были свои этносословные группы — белуджи и раджпуты. Кшатрии могли принимать пищу только от брахманов.
Вайшьи, шудры и неприкасаемые
Третьей в порядке иерархии кастой были вайшьи. К ним относились люди разных профессий:
- торговцы и лавочники;
- ростовщики;
- ремесленники.
Они старались держаться подальше от физического труда и не принимать участия в обработке земли, поэтому в сельской местности управляли хозяйством помещики.
Большую часть сельского населения в Индии составляли шудры. Брахманов они нанимали как священников, а свою продукцию сбывали через касту вайшьи. Иногда они выступали как арендаторы земли у более высоких каст. Шудры делились на «чистых», то есть крестьян, и «низших», занятых в городских наследственных профессиях и ремёслах.
Шудры работали гончарами, кузнецами, столярами, маслоделами, винокурами, каменщиками, цирюльниками, мясниками и музыкантами. За свой труд они могли получать оплату деньгами и натурой. Мастеру каждый двор в деревне, которому он что-нибудь ремонтировал, выплачивал какое-то количество зерна.
Касты Древней Индии можно представить в таблице, которая поможет подготовиться к уроку истории в 5 классе.
Каста |
Особенности |
Брахманы |
Жрецы, чиновники, писари |
Кшатрии |
Сословие военных |
Вайшьи |
Торговцы и ремесленники высокой категории |
Шудры |
Ремесленники низкой категории и крестьяне |
Неприкасаемые |
Представители самых грязных профессий |
Помимо вышеперечисленных, в Индии есть каста неприкасаемых, которая занимает низшее место в иерархии. Они не входят в систему четырёх варн. Как правило, это кожевники, прачки. Считается, что они могут осквернить представителей других каст, особенно брахманов.
Что мы узнали?
Кратко подытожим, какие касты существовали в Индии, от верхней к нижней их порядок был следующим: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры и неприкасаемые. Последние не входят в систему варн — четырёх основных сословий.
Комментирование закрыто