Зарождение революционного народничества и его идеология

После отмены крепостного права в 1861 году наряду с либеральными и консервативными идеями наблюдался рост и революционного движения. Стоит отметить, что у него были свои идейные вдохновители, которые считали путь царских реформ медленным и бесполезным. Кратко о зарождении революционного народничества и его идеологии говорим в этой статье.

Зарождение революционного народничества и его идеология

Рис. 1. Портрет Герцена.

А. И. Герцен называл разночинцев-революционеров «молодыми штурманами будущей бури», которые должны были сблизиться с народом, донести доступным языком до него свои идеи и поднять его на открытую революционную борьбу против царизма.

Зарождение революционного народничества и его идеология

Рис. 2. Портрет Чернышевского.

В 1861 году в Петербурге возникает тайная организация под названием «Земля и воля». В нее входил разночинный народ от студентов до разорившихся дворян. Программа организации включала в себя идею созыва парламента, установления республики и широких прав и свобод.

На практике же организация занималась распространением и издательством религиозной литературы. В 1864 году «Земля и воля» решила прекратить свое существование в ходе внутренних споров о методах достижения своих целей. В результате раскола были сформированы две новых организации – «Народная воля» и «Черный передел».

Именно народники стали главными реакционерами в государстве, став сторонниками более радикальных мер, чем чернопередельцы. В конечном итоге было сформировано три различных направления.

Таблица «Зарождение революционного народничества и его идеология»

Линии сравнения

Течения в народничестве

Название

Пропагандистское

Бунтарское

Заговорщическое

Идеолог

П. Л. Лавров

М. А. Бакунин

П. Н. Ткачев

Цель

Социалистический переворот с опорой на крестьянство

Уничтожение государства

Главная движущая сила

Интеллигенция

Крестьянство

Интеллигенция

Методы борьбы

Пропаганда

Стихийный народный бунт

Вооруженный переворот, заговор

Бакунин был типичным анархистом. Он был знаком с самим Марксом, но расходился с ним во взглядах и критиковал автора «Капитала». Он считал, что навязанный крестьянам коммунизм приведет к гражданским волнениям, которые удастся успокоить только при помощи армии, которой командуют честолюбивые генералы. А честолюбие он считал путем к диктатуре. Бакунин отвергал государство как систему централизованного управления и не верил в счастье народа в рамках государственности.

Зарождение революционного народничества и его идеология

Рис. 3. М. А. Бакунин.

Лавров не был сторонником стихийного бунта. Он видел начало революции после длительного подготовительного процесса. Он считал, что такая работа под силу даже малому числу людей, имеющих большую научную базу. Именно «хождение в народ» должно принести свои плоды.

Ткачев же считал, что крестьяне не смогут встать на революционный путь. Этот переворот в государственном управлении должна взять на себя интеллигенция. Это должна быть малая группа людей, хорошо подготовленная и прошедшая строгий отбор. Ткачев считал невозможным крушение государственных устоев в входе революционной борьбы, но должна быть изменена система старых укладов.

Деятельность «Народной воли» широко использовали в советское время в качестве пропаганды как фундамент, использованный большевиками для разворачивания своей борьбы и начала пути построения социализма. Герцен и Чернышевский были чуть ли не прародителями русского социализма.

Что мы узнали?

Идеи Герцена и Чернышевского были основой, которую развили Бакунин, Лавров и Ткачев. Революционное общество росло и готовило Россию к погружению в революционную борьбу.