В Древней Руси в IX–XII веках было три значительных речных пути, и одним из них был Волжский, или Волго-Балтийский, связывавший Скандинавию и Северную Европу с мусульманским миром и государствами на южном берегу Каспийского моря. Период его расцвета относится ко второй половине IX века, а в упадок торговый путь пришёл к началу XII века.
По Волжскому торговому пути дирхемы, монеты Арабского халифата, попадали на север по следующим рекам: Волга, Ока, Клязьма, Нерль. С верхней Волги, то есть с Валдайской возвышенности, было уже недалеко до Новгорода Великого, который представлял собой важный торговый центр.
Новгород был связан рекой Волхов с Ладогой, а последняя — с Балтийским морем. Именно поэтому восточные монеты находят даже на шведском острове Готланд. В северной части торгового пути в качестве торговых агентов выступали варяги, а в южной, до 969 года, — хазары. Их столица находилась недалеко от современной Астрахани и называлась Итиль.
Если торговый путь из Скандинавии в Византию получил название «из варяг в греки», то Волжский можно называть «из варяг в арабы». Со стороны Балтийского моря на торговый путь поступал янтарь.
На карте заметно как проходил Волжский торговый путь и с какими другими торговыми путями он был связан. Важным торговым перекрестком была Астрахань, куда приплывали корабли с севера и с юга, со стороны Чёрного моря, а также приходили караваны из Средней Азии и со стороны Азовского моря.
Торговый путь в XIII–XVI веках
В ходе монголо-татарского нашествия к 1242 году контроль над торговым путём оказался у Золотой Орды. Столица этого государства также находилась на Волге. Во второй половине XIII века это был Старый Сарай, или Сарай-Бату, а с начала XIV века, при ханах Узбеке и Джанибеке, — Новый Сарай.
Достигнув южного берега Каспийского моря, купцы на верблюдах отравлялись в междуречье, например в Багдад, а также в Хорасан — регион на стыке современных Ирана, Туркменистана и Афганистана.
Значительный ущерб волжской торговле был нанесён во второй половине XIV века из-за Великой замятни, то есть борьбы за престол, в Золотой Орде. В 1374 году её столица была сожжена новгородскими речными пиратами — ушкуйниками.
С середины XV века на нижней и средней Волге существовали Астраханское и Казанское ханства, которые контролировали торговлю. В 16 веке, при царе Иване IV, Россия установила контроль над всем маршрутом Волжского торгового пути. В 1552 году была захвачена Казань, а в 1556 году — Астрахань. Земли нижней Волги в те годы были малонаселёнными, но по ней шла торговля с Персией.
В XVII веке проблемой на Волжском торговом пути стали казаки, которые грабили купеческие караваны. В 1670–1671 годах в ходе восстания Степана Разина они установили контроль над нижней и частично средней Волгой.
В XVII веке и ранее по Волге плавали плоскодонные суда. Самое большое, одномачтовое, называлось дощаник. Поменьше его размерами были насады и струги, а самыми маленькими считались кладные лодки, неводники и однодревки. Сложнее было плавать с юга на север против течения. При встречном ветре лодку тянули бурлаки.
Что мы узнали?
Для понимания торговли в Восточной Европе следует иметь представление о том, как проходил торговый путь по Волге и какие государства и города он связывал. Кратко подытоживая, Волжский торговый путь связывал Скандинавию и Северную Европу с государствами на южном берегу Каспийского моря и мусульманским миром.
Комментирование закрыто