Таблица: “Общественное движение при Николае 1”

Император Николай I занимал престол с 1825 по 1855 год. Он пришёл к власти после смерти своего старшего брата Александра I, считавшегося либеральным правителем. Начало 1820-х годов запомнилось активностью тайных обществ. После подавления выступлений декабристов в конце 1825 года власти взяли курс на усиление цензуры и упорядочение существующей системы.

Это был своеобразный антитезис идеям Великой французской революции «Свобода, равенство, братство».

К консервативно-охранительному направлению общественной мысли относились такие деятели, как Николай Греч и Нестор Кукольник. Первый был редактором «Журнала Министерства внутренних дел» в начале 1830-х, а второй выпускал в начале 1840-х журнал «Русский вестник».

В 1825–1839 годах редактором журнала «Сын отечества» был Фаддей Булгарин, который также относился к консерваторам. Ещё одним видным представителем этого направления стал Михаил Загоскин — приверженец всего традиционного и противник внедрения иностранных слов в русский язык. Он был автором исторических романов и директором оружейной палаты в Кремле Москвы.

Таблица: “Общественное движение при Николае 1”

Рис. 2. Западники.

Либеральное и радикальное направления

К либеральному направлению в период царствования Николая I относились западники и славянофилы. К первым относились братья Аксаковы и братья Киреевские, а также Юрий Самарин.

Славянофилы не любили Петра I и отстаивали идеи самобытности России. Они отрицали революционные идеи и придерживались мысли о постепенных преобразованиях при условии, что у царя будет сила власти, а у народа — сила мнения. Славянофилам нравилась идея Земского собора.

Идеологическим оппонентом славянофилов были западники, в том числе историки Грановский, Соловьев и Кавелин, а также правовед Чичерин. Западники не видели в истории России ничего уникального и считали, что она отстала от лидирующих стран Западной Европы. Они считали, что развитие государства приведёт к установлению конституционной монархии или республики. В этом смысле их взгляды были похожи на программные документы декабристов — «Русскую Правду» Пестеля и «Конституцию» Муравьёва.

К западникам также относился теоретик анархизма Бакунин и теоретики русского утопического социализма — Герцен и Огарёв. Александр Герцен был основоположником теории «Русского социализма». Он предлагал двигаться от крепостничества к социализму, минуя капитализм. Свои идеи он излагал в газете «Колокол», которую издавал в эмиграции, в Лондоне.

Особенности общественного движения при Николае 1 можно представить в таблице.

Направление

Видные представители и идеи

Консервативное

Уваров — триада «Православие, самодержавие, народность»

Либеральное

Историки Грановский и Соловьёв, сторонники конституционной монархии и республики, отчасти продолжатели идей декабристов

Радикальное

Социалист Герцен и анархист Бакунин

Одним из представителей либерального направления общественного движения 1830-х был Пётр Чаадаев. Он издавал журнал «Телескоп» до 1836 года, пока не был объявлен сумасшедшим за свои взгляды, а именно за объяснение связи исторического пути, пройденного Россией, как обрекающего её на отсталость.

Таблица: “Общественное движение при Николае 1”

Рис. 3. Славянофилы.

Что мы узнали?

Кратко сущность взглядов представителей изучают в школьном курсе истории 8 класса. При Николае I в России были либералы (западники, славянофилы), консерваторы и революционные демократы. Последние чаще всего работали в эмиграции.