Таблица: Пятилетки в СССР

Проведение форсированной индустриализации в СССР в конце 1920-х годов совпало с созданием системы государственного планирования. Власти создали Госплан. Его задачей стало планирование развития народного хозяйства в общенациональном масштабе. Плановая экономика просуществовала до коллапса СССР на рубеже 1980–1990-х годов.

К стройкам первой пятилетки на территории СССР относится свыше 1500 объектов, в том числе:

  • Турксиб;
  • ДнепроГЭС;
  • металлургические заводы в Магнитогорске и других городах;
  • автомобильные и тракторные заводы в Москве, Нижнем Новгороде, Сталинграде и Харькове.

Пятилетка совпала с ликвидацией неграмотности, электрификацией и урбанизацией, то есть ростом городского населения. С 1930 года в городах страны было введено всеобщее семилетнее образование.

Итогом пятилетки стал рост производства относительно уровня 1928 года в среднем в два раза, а по ряду показателей и больше, например, выпуск автомобилей вырос в 30 раз.

Вторая пятилетка началась в 1933 году и продолжалась до 1937 года. В эти годы также отмечался значительный рост производства в тяжёлой промышленности и военно-промышленном комплексе. За первой и второй пятилетками последовала третья, которая почти была завершена к началу ВОВ.

За эти годы численность городского населения выросла до 33 %. Значительно повысился уровень образования населения. В армию было поставлено большое количество современного оружия — танков, самолетов, средств ПВО. Всего за 1928–1941 годы было введено в строй около 9 тыс. заводов. Страна стала менее зависима от импорта и даже начала в небольших количествах экспортировать автомобили и танки.

Минусом первой пятилетки стала форсированная коллективизация, которая повлекла за собой голод 1932–1933 годов. Больше всего от него пострадали Украинская ССР и Казахстан. Основным источником поступления средств для форсированной индустриализации стала деревня.

Таблица: Пятилетки в СССР

Рис. 2. Послевоенная пятилетка.

Послевоенные пятилетки

Результатом Великой Отечественной войны стало почти полное исчезновение промышленности в ряде регионов европейской части страны, которые пострадали от боевых действий. С другой стороны, около 2500 предприятий в 1941–1942 годах было эвакуировано в тыл и налажена их успешная работа. Также строились железные дороги, например, в Воркуту и между Астраханью и Кизляром.

Народное хозяйство было восстановлено в ходе послевоенной или четвёртой пятилетки 1946–1950 годов. С ней связано появление в СССР атомной бомбы, денежная реформа 1947 года, начало строительства Трансполярной магистрали, развитие автопрома (например, автозавод в Минске) и гражданской авиации.

Успешной была и пятая пятилетка 1951–1955. С ней связано строительство «сталинских высоток», запуск первой АЭС в Обнинске и максимальное увеличение золотого запаса. В 1956 году стартовала шестая пятилетка, которая вскоре была преобразована в семилетку, продолжавшуюся до 1965 года. С ней связано массовое жилищное строительство (дома-«хрущёвки»), освоение целины, запуск автозаводов в Кременчуге и Запорожье, прекращение выпуска паровозов и перевод железных дорог на тепловозы и электровозы. Недостатком пятилетки стала политика Никиты Хрущёва, которая привела к падению темпов роста экономики и началу импорта зерна.

Кратко пятилетки в СССР лучше всего представить в таблице:

Пятилетка

Дата

Первая

1928–1932

Вторая

1933–1937

Третья

1938–1942

Четвёртая

1946–1950

Пятая

1951–1955

Шестая

1956–1960

Седьмая («семилетка»)

1959–1965

Восьмая

1966–1970

Девятая

1971–1975

Десятая

1976–1980

Одиннадцатая

1981–1985

Двенадцатая

1986–1990

Восьмая пятилетка 1966–1970 годов вошла в историю под названием «Косыгинская». Так её назвали в честь председателя Совета министров СССР с октября 1964 до конца 1980 года — Алексея Косыгина. Известными её достижениями стали ВАЗ, Братская ГЭС и металлургический комбинат в Темиртау. С ней также связано освоение нефтегазовых месторождений в Западной Сибири.

Таблица: Пятилетки в СССР

Рис. 3. Алексей Косыгин.

Что мы узнали?

Все пятилетки в СССР кратко изучают в школьном курсе истории 9 и 11 классов, в том числе и в рамках подготовки в ЕГЭ. Наиболее интересны для изучения первые пятилетки в СССР сталинского периода, их плюсы и минусы. К плюсам относится построение более 1500 объектов, развитие автопрома, повышение уровня образования. К минусам — форсированная коллективизация, последствия политики Хрущёва. Плановое управление экономикой продолжалось с 1928 по 1990 год. Всего было 12 пятилеток.