Начало промышленного переворота в России

Промышленный переворот в России в 19 веке начался позже, чем в передовых странах Европы, и шёл медленнее из-за низкой плотности населения, огромных расстояний и крепостных порядков. Несмотря на его завершение к концу XIX века, Российская империя осталась аграрной. По переписи 1897 года в городах проживало лишь 13 % населения.

Ситуация в промышленности в те годы была сложной. В упадок стали приходить отрасли, где был задействован принудительный труд, например, металлургия и полотняная промышленность. Успехи наблюдались в тех отраслях, где преобладал вольнонаёмный труд:

  • хлопчатобумажной;
  • бумагоделательной;
  • суконной.

Именно в этих отраслях и начался промышленный переворот. Для развития промышленности требовались машины. Из-за общей отсталости Российская империя вынуждена была их импортировать, например, из Великобритании, которая в середине XIX века была лидером по темпам индустриализации в Европе и получила репутацию «фабрики мира». В 1830–1840-е годы в Российской империи за краткий период были с нуля созданы текстильная и сахарная отрасли.

К этому времени относится и появление российского машиностроения, центрами которого стали Санкт-Петербург и Нижний Новгород. В последнем в 1849 году был основан завод «Сормово». В 1850 году там спустили на воду пароход с двигателем собственного производства.

Начало промышленного переворота в России

Рис. 2. Первая железная дорога в России.

Железнодорожное строительство

Промышленный переворот связан с развитием нового для XIX века вида транспорта с паровой тягой. В годы правления императора Николая I в Российской империи началось строительство железных дорог. Первая была открыта в октябре 1837 году и соединила Санкт-Петербург с Царским Селом. Её строительством руководил австрийский инженер Франц Герстнер. Локомотив «Проворный» был изготовлен в Великобритании на заводе Стефенсона.

В 1839–1848 годах была построена первая международная железная дорога на территории Российской империи — между Варшавой и принадлежавшим Австрии Краковом. В 1849 году её использовали для переброски войск, направленных на подавление венгерского восстания. В начале 1863 года появилось железнодорожное сообщение с Пруссией.

В 1843–1851 годах была построена 650-километровая железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой. Однако железнодорожный бум в Российской империи пришёлся на царствование императора Александра II. Он занимал престол в 1855–1881 годах и активное железнодорожное строительство началось после отмены в 1861 году крепостного права. К последнему десятилетию XIX века относится строительство Транссибирской магистрали.

Развитие промышленности означало появление двух новых классов — буржуазии и наёмных рабочих. К 1879 году в Российской империи было свыше 80 предприятий, где работало свыше 1000 рабочих. Возникновение рабочего законодательства относится к 1880-м, то есть к правлению императора Александра III.

Начало промышленного переворота в России

Рис. 3. Железные дороги России XIX века.

Что мы узнали?

Начало промышленного переворота в России относится к царствованию императора Николая I. К 1855 году в государстве появились две длинные железнодорожные ветки, ряд новых отраслей и выросла численность рабочих и используемых на производстве паровых машин.