Городская реформа Александра 2

Городская реформа императора Александра II была проведена в 1870 году. Ее проведение укладывалось в общий либеральный реформаторский курс царствования. Власти ставили целью дать подданным городское право. Для понимания истории развития городов Российской империи во второй половине XIX века, а также для особенностей самоуправления, следует знать плюсы и минусы городской реформы, ее значение и содержание.

В рамках подготовки к ней с 1862 года шло создание комиссий в губернских и уездных городах. Всего их получилось 509. Правительство стало тормозить реформу из-за восстания в царстве Польском и покушения на императора в 1866 году. Также властям не нравилась идея о введении избирательного права для всех сословий. В 1864 году под руководством министра внутренних дел было создано «Городовое положение». Его направили в Государственный совет, то есть в высший законосовещательный орган Российской империи. На этом проведение реформы затормозилось и продолжилось только после отставки министра Валуева. Датой принятия этого документа стало 16 июня 1870 году. Император Александра II согласился принять принцип всесословности. Таким образом, реформу провели за 11 лет до его убийства.

Сословное самоуправление в городах Российской империи существовало с 1785 года, то есть согласно Жалованной грамоте городам от императрицы Екатерины II. Доля городского населения была одной из самых низких среди европейских государств того времени, менее 10%.

Городская реформа Александра 2

Рис. 2. Граф Петр Валуев.

Суть реформы

Основные положения реформы были следующие:

  • В городах появились общественные управления. Они занимались хозяйственным вопросами, в том числе благоустройством, пожарной безопасностью, строительством пристаней, бирж, амбаров.
  • Органами городского управления стали: городская дума и управа, городское избирательное собрание.
  • Членов городских дум (гласных) избирали раз в 4 года. Им мог стать каждый, кто обладал избирательным правом. Доля нехристиан была ограничена 30 %.
  • Городской глава не мог быть евреем.
  • Расходы на городскую думу входили в ведомство губернатора.
  • Дума на 4 года выбирала городскую управу.
  • Управа ведала делами городского хозяйства и расходов сборов, составляла городские сметы. Также она могла признать решение думы незаконным.

Итогом реформы стало появление дум, то есть бессословных органов городского самоуправления, в 509 городах. Думы избирались горожанами, которые платили налоги и имели установленный имущественный ценз. От избирателей требовалось соответствовать четырем условиям:

  • подданство Российской империи без судимостей;
  • возраст от 25 лет;
  • владение имуществом;
  • отсутствие недоимок (неуплат) по налогам.

Список избирателей формировался на основе сведений об уплаченных ими налогах. Они делились на три группы. К первым двум относились те, кто уплатил по трети от общей суммы налогов, а в последнюю — все остальные.

Голосование было тайным. Городского главу избирала городская дума. Кандидатуру утверждал губернатор или министр внутренних дел, если выборы происходили в крупном городе. В целом, реформа способствовала развитию городов России и приобщению общества к самоуправлению и гражданской жизни.

Городская реформа Александра 2

Рис. 3. Городская Дума XIX век.

Что мы узнали?

В итоге городской реформы 1870 г. появились думы — бессословные органы городского самоуправления, которые избирались горожанами. Кратко городскую реформу Александра 2 изучают в школьном курсе истории 8 класса.