Проблема “Север-Юг”

Проблема «Север-Юг» представляется многими экономистами как проблема взаимоотношений развитых и развивающихся стран. Статья знакомит с представлениями о делении стран, подходами к решению проблемы.

К развивающимся странам относят те, в которых низкий уровень ВВП на душу населения, в промышленности преобладает с/х, добыча полезных ископаемых. Как правило, эти страны долгое время были колониями или полуколониями. Это отсталые страны Африки, Латинской Америки, Азии, то есть материковый юг.

Проблема “Север-Юг”

Рис. 1. Дакка, столица Бангладеш.

Причины отсталости

Причины отсталости находятся в прошлом стран и неспособности преодолеть возникшие с этим проблемы.

В странах-колониях развитие промышленности определялось интересами метрополий, чаще всего это была добыча какого-либо полезного ископаемого. Все хозяйство выстраивалось в соответствии с этим, остальные отрасли не развивались.

При колонизации границы многих стран рисовались в соответствии с захватами территорий европейцами без учета расселения коренных народов, поэтому после ухода колонизаторов начались гражданские войны, истощающие экономику стран.

Проблема “Север-Юг”

Рис. 2. Африка, дети-солдаты.

Финансовая помощь развивающимся странам не оказывается с начала 90-х годов ХХ века.

Проблема «Север-Юг»

Проблема касается не только бедных стран, это глобальная проблема. Она порождает экстремистские движения, терроризм, распространение опасных болезней, миграционный кризис.

Проблема “Север-Юг”

Рис. 3. Мигранты на границе с Венгрией.

Решение проблемы

Предлагаются 3 варианта подхода к решению проблемы.

Либеральный вариант: внедрение рыночной экономики, отказ от государственной собственности.

Антиглобалисткий сценарий: порядок экономических отношений между богатыми и бедными странами должен быть изменен в пользу бедных в принудительном порядке.

Структуралистская версия: помощь бедным странам с учетом их особенностей, в результате – структурные изменения в экономике и постепенное развитие.

Сегодня преобладает структуралистский подход, но он требует больших финансовых затрат и длительного времени.

Что мы узнали?

Мы узнали, что такое бедные и богатые страны, где они находятся. Мы узнали о проблеме «Север-Юг» и путях ее решения, о причинах возникновения. Это глобальная проблема, бедные страны не могут решить ее самостоятельно.