Экономико-географическое положение Зарубежной Европы

Зарубежная Европа имеет несколько характерных черт, определяющих ее экономико-географическое положение. Она занимает обширную территорию, простираясь с юга на север на 5 тыс. кв. км, а с запада на восток ‒ на 3 тыс. км.

Бельгийцы шутят, что на скоростном поезде их страну можно нечаянно пропустить и выйти в соседнем государстве. И в этой шутке есть доля истины ‒ чтобы пересечь эту европейскую страну, достаточно двух часов.

Экономико-географическое положение Зарубежной Европы

Рис. 1. Бельгийский скоростной поезд.

Второй фактор, определяющий экономико-географическое положение Зарубежной Европы ‒ это приморское положение большинства входящих в нее государств. Они обычно располагаются вблизи оживленных морских путей, которые “владычицы морей”, как правило, сами и прокладывали еще в эпоху Великих географических открытий. И если в восточной части региона нет страны, которая была бы удалена от моря более, чем на 600 километров, то в западной эта цифра еще меньше. Таким образом, ЭГП стран Зарубежной Европы определяется и их близостью к морским просторам. Есть государства, которые не зря называют “дочерьми морей” ‒ без флота и сопутствующей инфраструктуры их просто невозможно представить. Это и Италия, и Великобритания, и Скандинавские страны, и Португалия, и Испания.

Экономико-географическое положение Зарубежной Европы

Рис. 2. Порт в Ливерпуле.

Основная территория Зарубежной Европы, на которой проживает 9/10 всего населения, удалена от моря не более, чем на триста километров.

Другие факторы

Характеристика Зарубежной Европы не исчерпывается двумя описанными выше главными чертами. Следует отметить и ее выгодное положение для контактов не только внутреннего, но и внешнего характера. Зарубежная Европа не только располагается на стыке с Африкой и Азией, но и не зря называется “большим полуостровом Евразии” ‒ она далеко выдвинута в океан. Это обеспечивает высокий уровень импорта производимых товаров по всему миру.

С географической точки зрения этот регион обычно делят на четыре части ‒ северную, западную, южную и восточную. Но экономическая карта выглядит совсем иначе и основывается на расположении источников сырья, сложившихся между странами, торговых связях и уровне промышленного развития. Согласно ей Зарубежная Европа также разделена на четыре части по своим особенностям ‒ высокоразвитую, старопромышленную, аграрную и нового освоения.

Экономико-географическое положение Зарубежной Европы

Рис. 3. Завод в Эльзасе.

Урбанизация Зарубежной Европы

Значительная часть населения региона проживает в городах ‒ есть страны, урбанизированные более чем на 80%, что можно узнать из учебника за 11 класс. Классификация городов основывается на разных признаках ‒ от численности населения до экономико-географического положения. Крупные европейские города имеют общую ЭГХ ‒ они являются многофункциональными, сочетая в себе роли промышленного центра, культурного и экономического полиса и имея развитое транспортное сообщение, как внутреннее, так и внешнее.

Что мы узнали?

Какие две характерные черты определяют экономико-географическое положение Зарубежной Европы ‒ это соседское положение стран относительно друг друга и приморское или близкое к морю расположение большинства государств. Уточнили, как определить, на какие части этот регион разделяется по географическому признаку и по уровню развития промышленности. Получили общие данные об уровне урбанизации этой части мира, выгодах его расположения и экономических преимуществах. Кроме того, получили информацию, почему географическое положение региона способствует развитию импорта. Узнали на стыке каких частей света расположена западная Европа.