Как сделать дневник чтения

Дневник читателя – неотъемлемая часть понимания и запоминания литературного произведения. На уроках литературы читательский дневник поможет вспомнить автора произведения, основную идею и главных героев. Так как же оформить читательский дневник и из каких частей он должен состоять?

Зачем нужен читательский дневник?

Дневник чтения – очень полезное изобретение не только для получения хорошей оценки, но и для развития памяти и воображения ребенка. Кроме того, студент, зная, что ему предстоит заполнять дневник чтения, будет читать текст более внимательно, не пропуская малоинтересных для него моментов.

Если произведение имеет большой объем, то последовательные записи в читательском дневнике помогут восстановить события из начальных глав

Польза дневника чтения еще и в том, что многие произведения, которые преподаются на уроках литературы в 4-7 классах, позже повторяются или появляются на экзаменах в старшей школе. Не все дети обладают идеальной памятью, и даже через несколько месяцев после прочтения многие школьники могут не запомнить содержание текста самостоятельно. Вот тут-то и пригодится читательский дневник. Изучая свои записи, ребенок восстанавливает в памяти основные события произведения, вспоминает, какие чувства вызывал у него тот или иной рассказ, нравился он ему или нет.

Оформление читательского дневника

Для читательского дневника необходимо выбрать обычный блокнот, в котором будете вести записи. Дневник заполняется следующим образом:

  • Указываются инициалы автора работы (фамилия, имя, отчество)
  • Указывается название работы
  • указаны годы создания произведения
  • Указан жанр произведения
  • Записывается краткий сюжет (имена главных героев, основные события, влияющие на ход произведения)
  • Рецензия (в конце необходимо написать свое мнение о книге, указать, какие важные вопросы автор поднимает в своем произведении, что он хотел донести до читателя)

В начальных классах читательский дневник может содержать только основные факты, но с возрастом, когда ребенок учится лучше формулировать свои мысли, объем записей может увеличиваться

Вот пример заполнения читательского дневника по произведению А.С. Пушкина «Дубровский»:

1. Александр Сергеевич Пушкин

2. «Дубровский»

3. 1833 г

4. Роман «Разбойник

5. Молодой дворянин Владимир Дубровский после смерти отца мечтает отомстить соседу Троекурову, ставшему причиной скорой смерти старика. Вместе с группой своих бывших крестьян он поджигает свое имущество (чтобы оно не досталось Троекурову) и уходит в леса. Он становится благородным грабителем, который грабит только богатых. Чтобы отомстить своему врагу, он выдает себя за француза и устраивается на работу в дом Троекурова, где влюбляется в его дочь Машу. Ради девушки он готов простить своего врага, но выдает ее замуж за богатого пожилого помещика.

6. Мне понравился этот роман. Читать очень интересно из-за приключений главного героя. Я считаю Владимира Дубровского честным и любящим человеком, так как ради любимой он был готов отказаться от мести своему кровному врагу.

Как сделать дневник чтения

Рис. 1. Владимир Дубровский.

Что мы узнали?

Эта статья поможет школьникам научиться заполнять читательский дневник. Вот пример оформления читательского дневника, следуя пунктам, в которых ученик учится правильно формулировать свои мысли и записывать их в тетрадь.