Джон Стюарт Милль был известным британским философом, получившим известность благодаря своему вкладу в борьбу за права женщин.

Детство и взрослая жизнь

Джон Стюарт Милль родился 20 мая 1806 года в Лондоне, в районе Пентонвилл. Его отец, Джеймс Милль, был выдающимся историком, философом и экономистом. Мать мальчика звали Герриет Борроу. Следуя указаниям социальных реформаторов Иеремии Бентама и Фрэнсиса Плейса, отец направляет все свои силы на воспитание сына. Жона намеренно ограждается от любого общения со сверстниками. Все дело в том, что отец, ярый последователь Иеремии Бентама, пытался воспитать гения, который продолжил бы дело утилитаризма после Бентама и его самого. Милль-младший действительно был очень умным мальчиком. Еще в три года ему дают уроки греческого языка, а к восьми он уже читает басни Эзопа, «Анабасис» Ксенофонта и произведения Геродота. Он также знаком с произведениями Лукиана, Диогена Лаэрта, Исократа и шестью диалогами Платона. Жону преподают арифметику и читают шифтерный курс истории. В восемь лет Милль-младший изучает латынь, евклидову геометрию и алгебру и уже вполне способен самостоятельно обучать своих младших братьев и сестер. Принимая во внимание произведения известных греческих и латинских авторов, Иоанн свободно читает в оригинале произведения Платона и Демосфена.

Однако уровень возросших, чрезмерных занятий нанес существенный вред психическому здоровью ребенка мужского пола. В 20 лет у него случается серьезный нервный срыв. Но, во многом благодаря очарованию «Мемуаров Жана-Франсуа Мармонтеля» и поэзии Уильяма Вордсворта, депрессия вскоре отступает. В начале 1820-х г.г мальчик знакомится с Августиной Конта, основоположницей позитивизма и социологии, с которой будет долго переписываться. Позитивная философия Конты способствует полному неприятию Миллем бентамизма, а позднее – отрицанию англиканских религиозных принципов. Следствием этого является отказ Джона поступать в Оксфорд или Кембридж. Вместо этого Милль-младший работает вместе со своим отцом в Ост-Индской компании, где будет работать до 1858 года. В 1865-1868 г.г он будет четким ректором Сент-Андрюсского универстета. В то же время он является членом парламента от округов Сити и Вестминстер, активно выступая за борьбу с бедностью в Ирландии. В 1866 г. Милль возглавляет борьбу за права женщин в парламенте. Однако этим его заслуги как политического деятеля не ограничиваются: он также усердно работает над социальными реформами, выступая за создание профсоюзов и сельскохозяйственных кооперативов.

Научные труды

Трактат Миллиа «О свободе» касается природы и объема власти, которую общество может законно иметь над человеком. Одним из наиболее значительных достижений Милля стало предложение теории принципов вреда, которая гласит, что человек имеет право поступать по своему желанию, пока это не причиняет вреда другим. Он также утверждает, что свободный дискурс является необходимым условием интеллектуального и социального прогресса. По мнению Миллю, высказывать ложное мнение допустимо в двух случаях. В первом случае человек охотно отказывается от своего ложного мнения, если участвует в обмене идеями. Во втором случае, если человека заставят пересмотреть и подтвердить свои убеждения в ходе дебатов, это поможет избежать трансформации ложных мнений в убеждения.

Важным вопросом Милль учитывал положение женщин в обществе, и поэтому было предпринято много усилий для расширения их прав. Его деятельность смело называют одним из самых ранних примеров феминизма. В своей статье «Занятость женщин» он рассуждает о роли женщины в браке и необходимых в ней изменениях. По мнению Миллю, становлению женщины как полноценного члена общества мешают три фактора: социальная и гендерная конституция, образование и брак. Эта статья — одна из первых феминистских работ, написанных автором-мужчиной. По мнению Милля, угнетение женщин является пережитком прошлого и существенно задерживает прогресс человечества.

В своей работе «Утилитаризм» Милль формулирует свой знаменитый «принцип наибольшего счастья», согласно которому в пределах разума человек всегда должен поступать так, чтобы принести как можно больше счастья наибольшему кругу людей. Главным вкладом Милля в теорию утилитаризма являются аргументы в пользу разделения удовольствий по качественным характеристикам. Его взгляды отличаются от идей Бентама тем, что последний считал все формы счастья одинаковыми, а Милль утверждал, что интеллектуальные и моральные удовольствия превосходят физические формы радости. По мнению Миллю, счастье имеет большую ценность, чем удовлетворение. Доказательством разницы между высшим и низшим счастьем он называет то, что люди, испытавшие обе его формы, склонны предпочитать одну форму другой.

Личная жизнь

В 1851 году, после 21 года дружбы, Милль женился на Герриет Тейлор. Именно она оказывает решающее влияние на большую часть творчества мужа. Однако в 1858 году, спустя семь лет после свадьбы, Герриет Тейлор умирает от тяжелого воспаления легких.

Смерть

Милль умер в 1873 году во французском городе Авиньоне. Похоронили его рядом с женой.