Герберт Спенсер был известным философом викторианской эпохи, известным своими отличительными политическими взглядами.

Детство и ранние годы

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в английском городе Дерби. Его отец, Уильям Джордж Спенсер, был верующим, восставшим против официальных религиозных догм и перешедшим из методистской церкви в общество квакеров. Он возглавлял школу, проповедовавшую прогрессивные методы обучения Иоганна Генриха Песталоцци. Он также был секретарем философской школы Дерби. Отец обучал сына эмпиризму, а другие представители философской школы знакомили мальчика с додарвиновскими взглядами на теорию эволюции. Дядя Герберта, преподобный Томас Спенсер, дал мальчику необходимое образование, обучая его математике, физике и латыни. Он привил племяннику физиократические и антигосударственные взгляды.

Поздние годы

В 1870-е годы Спенсер становится самым популярным философом своего времени. Его произведения приобретают широкую известность и приносят автору немалый доход от продаж. Он живет на этот доход, а также гонорары за свою постоянную работу в викторианской журналистике. Статьи, которые он написал для викторианских журналов, позже будут собраны в сборник «Эссе». Его произведения будут переведены на немецкий, итальянский, испанский, французский, русский, японский, китайский, а также многие другие языки мира. В Европе и Северной Америке Спенсер получает ряд наград и наград. Он становится членом Атенеума, привилегированного джентльменского клуба в Лондоне, открытого только для самых выдающихся людей искусства и науки. Спенсер также присоединяется к престижному Клубу X, обществу, основанному Т. Х. Хаксли, в котором только девять наиболее влиятельных мыслителей викторианской эпохи имели честь быть членами. Встречи с общественностью проводились ежемесячно. Среди них, помимо Спенсера и Хаксли, были также физик-философ Джон Тиндалл и двоюродный брат Дарвина, банкир и биолог сэр Джон Лаббок. Гостями клуба «Х» были сам Чарльз Дарвин и Герман фон Гельмгольц. Такие хорошие связи помогли Спенсеру добиться особого положения в научном мире. Даже разбогатев, Спенсер так и не обзавелся собственным домом. Он всю жизнь оставался холостяком, а потому последние десятилетия жизни проводит в одиночестве, все больше разочаровываясь в собственных прежних взглядах. В конце жизни он становится ипохондриком и постоянно жалуется на боли и психические расстройства. В отличие от своих более ранних теорий о защите прав женщин и национализации земли, указанных в социальной статистике, Спенсер в более поздний период своей жизни стал ярым противником предоставления женщинам права голоса. Эти политические убеждения он ясно объясняет в своей работе «Человек и государство». В 1902 году, за год до своей смерти, Герберт Спенсер был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Смерть

Спенсер работал над своими книгами до конца своих дней. Он умер 8 декабря 1903 года в возрасте 83 лет. Его прах захоронен в восточной части кладбища Хагейт в Лондоне.

Влияние на философскую мысль

В 1870-х и 1880-х годах Спенсер приобрел такую ​​популярность, которой редко достигали его предшественники. Он стал первым и единственным философом, при жизни которого было продано более миллиона экземпляров его произведений. Его работы оказали значительное влияние на взгляды ряда современников, в том числе Генри Сиджвика, Т.Г. Грина, Дж. Э. Мура, Уильяма Джеймса, Генри Бергсона и Эмили Дюркгейм. Политические взгляды того времени во многом формировались его теориями. Философская мысль Спенсера вдохновила тех, кто считал, что человек является хозяином своей судьбы и не должен терпеть ни малейшего вмешательства в нее со стороны государства. Частью его философии было утверждение, что сильная централизованная власть необходима для социального развития. Учение Спенсера приобрело чрезвычайную популярность в Китае и Японии. Распространителем его идей в Китае стал китайский философ Ян Фу, теории которого, в свою очередь, оказали влияние на японского журналиста Токутоми Сохо, считавшего, что Япония находится на пороге перехода от «государства-воина» к «индустриальному обществу», которое было срочно необходимо необходимо было принять западную этику и учение. Работы Спенсера также оказали значительное влияние на развитие литературы и риторики. Его идеи использовали в своих произведениях такие известные писатели и авторы, как Джордж Элиот, Лев Толстой, Томас Гарди, Болеслав Прус, Авром Каган, Д. Х. Лоуренс, Мачадо де Ассис и Ричард Остин Фримен. Герберт Уэллс в своем знаменитом рассказе «Машина времени» использовал теории Спенсера для объяснения процесса эволюции человека у двух видов.