Биография Эпикура

Эпикур – древнегреческий философ, заложивший основы эпикурейской философии.

Детство и жизненный путь

Эпикур родился в 341 г до н.э в семье Неокла и Херестрата. За несколько лет до рождения мальчика его отец переехал в афинское поселение на острове Самос в Эгейском море. Здесь вырос Эпикур. Четыре года он изучал философию под руководством Памфилия, последователя учения Платона. После этого в восемнадцатилетнем возрасте Эпикур отправился в Афины, где ему предстояло два года проходить военную службу. После смерти Александра Македонского его преемник Пердикка переселяет афинян с острова Самос в город Колофон, расположенный в современной Турции. Эпикур отправляется туда после завершения своей службы. Он учится у Носифана, который открыл ему учение Демокрита. Между 311 и 310 гг до н э. Эпикур преподает в Митилини, но после того, как возникли некоторые разногласия с местными властями, покинул этот город. Оттуда он отправляется в Лампсак, где основывает собственную школу. В 306 г до н э. Эпикур возвращается в Афины, где остается до своей смерти в 270 г до н.э. В этом городе философ приобрел участок земли, на котором основал школу под названием «Сад Эпикуро».

Учение Эпикура

Эпикур сыграл значительную роль в развитии науки и научных методов, выступая за то, чтобы выводы основывались на прямом наблюдении и дедуктивных рассуждениях. Его идеи во многом предвосхищают важнейшие научные теории современности. Учение и эгалитарные взгляды Эпикура сделали его выдающейся фигурой в осевую эпоху, которая длилась с 800 по 200 годы нашей эры. Именно Эпикур с его теорией «взаимной выгоды» заложил основу древнегреческой концепции этики как таковой. Его учение берет свое начало от различных теорий древнегреческих мыслителей, но в большей степени пересекается с принципами учения Демокрита. Подобно Демокриту, Эпикур является атомистом и твердо верит, что мир состоит из невидимых материальных частиц, движущихся в пространстве. По его учению, все, что происходит в мире, происходит благодаря столкновению, взаимному отталкиванию и взаимодействию атомов, действия которых не имеют ни законов, ни целей. Теория атомизма Эпикура расходилась с более ранней теорией Демокрита, утверждая, что атомы не всегда движутся по прямой линии, но часто самопроизвольно отклоняются от своего собственного пути. Это заявление предоставило убедительные доказательства существования свободы воли. Эпикур был первым, кто преодолел страх перед богами и нарушил существующие традиции поклонения им. Кроме того, он активно участвовал в религиозной жизни общины.

Согласно учению Эпикура, религиозная деятельность является неотъемлемым элементом размышлений о Боге и задает образец счастливой жизни. Он отверг широко распространенное утверждение, что Бог наказывает грешников и вознаграждает добрых. Напротив, по мнению Эпикура, Бог совершенно не заботится о людях. Философ проповедует, что все хорошее, что происходит с людьми, происходит от удовольствия или боли. Все, что причиняет боль, плохо, как и все, что приносит удовольствие, хорошо. В его учении также говорится, что бывают случаи, когда боль, предпочтённая удовольствию, позже приводит к счастью. Его увещевания всеми силами искать блаженства были поняты многими неправильно, но истинный смысл этих слов состоит в том, что, избавившись от боли, человек освобождается от страха и небесного наказания. Из этого Эпикур делает вывод, что, не чувствуя боли, человек уже не нуждается в удовольствиях и потому достигает высшего душевного покоя. Он настоятельно предостерегает от излишеств, так как это всегда приводит к боли. Этот закон применим ко всему, включая любовь. Эпикур называет дружбу вернейшим путем к счастью. Он также опровергает страх смерти и утверждает, что «смерть для нас ничто». Философ развивает эту идею, добавляя, что со смертью исчезают все чувства, сознания и ощущения, после чего не остается ни боли, ни удовольствия.

Смерть

Эпикур страдал мочекаменной болезнью, которая в 270 г до н.э одолела его и привела к его смерти. Философ умер в возрасте 72 лет. При жизни он ни разу не женился, а потому не оставил наследников.

Наследие философа

Многие мыслители и идеологические течения на протяжении всей истории западной философской мысли брали за основу теории учения Эпикура. Ее влияние отчетливо видно в атомистических стихотворениях, таких как «Атом правит всем миром», а также в натурфилософии Маргарет Кавендиш. Во время Французской революции теория Эпикура о «взаимной выгоде» была принята идеологами государственного переворота. Его эгалитарные взгляды легли в основу Американского освободительного движения и американской Декларации независимости. Томас Джефферсон называл себя эпикурейцем и заявлял, что «все люди созданы равными». Влияние этих учений на западную философскую мысль подтверждается тем, что Карл Маркс получил докторскую степень за работу по теме «Разница между натурфилософиями Демокрита и Эпикура». Учение Эпикура стало источником вдохновения для творчества многих философов, в том числе Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Сходство философии последнего с идеологией эпикурейства очевидно в его работах «Веселая наука», «По ту сторону добра и зла», а также в личной переписке с Питером Гастом.