Древнегреческий философ, известный своей характерной жизненной позицией, основатель школы киников.
Детство и ранние годы
Диоген родился в 412 году до нашей эры в греческой колонии Синоп на южном побережье Черного моря. Сведения о его ранних годах до нас не дошли. Доподлинно известно, что его отец, Гицесий, был трапезитом. Диоген, очевидно, помогал своему отцу в банковском деле. В истории описан случай, когда отец и сын навлекли на себя неприятности, будучи уличенными в подделке или подделке монет. В результате Диогена изгоняют из города. Эту историю подтверждают археологические свидетельства в виде нескольких фальшивых монет с оттисками, найденных в Синопе и датированных IV веком до нашей эры. Есть и другие монеты того же периода, на которых выгравировано имя Гикесия в качестве их эмитента. Причины этого события остаются неясными и по сей день, но, учитывая, что в четвертом веке в Синопе происходили столкновения между проперсидскими и прогреческими группировками, это действие могло иметь политические мотивы. Существует и другая версия этого события, согласно которой Диоген идет за советом к оракулу в Дельфах, а в ответ получает пророчество об «изменении курса валют», причем Диоген понимает, что речь идет не о курсе монет, а об изменении политического курса. И тогда он отправляется в Афины, готовый бросить вызов существующим ценностям и образу жизни.
«Философ не раз пошутит об этих отношениях, где одно полностью зависит от другого. Диоген буквально очарован аскетическим учением Антисфена, ученика Сократа. Поэтому, несмотря на все трудности, с которыми ему приходится столкнуться вначале, Диоген становится верным последователем Антисфена. Остается неясным, встретились ли эти два философа на самом деле, но Диоген вскоре превзошел Антисфена как по завоеванной им репутации, так и по суровости своего образа жизни. Добровольному отказу от земных благ Диоген противопоставляет существовавшую в то время афинскую мораль. И эти взгляды приводят его к глубокому неприятию всякой глупости, притворства, тщеславия, самообмана и ложного человеческого поведения.
По слухам, окружавшим его жизнь, в этом заключается завидная устойчивость его характера. Диоген успешно приспосабливается ко всем изменениям погоды, живя в ванне возле храма Кибелы. Увидев крестьянского мальчика, пьющего из его ладоней, философ разбивает его единственную деревянную чашку. В Афинах в то время не было принято есть на площадях, но Диоген ел упорно, доказывая каждый раз, что ему хочется есть на рынке. Другой особенностью его поведения было то, что средь бела дня он всегда ходил с зажженной лампой. Когда его спросили, для чего ему нужна лампа, он ответил: «Я ищу честного человека». Он постоянно искал в людях человечность, но чаще всего ему попадались только мошенники и негодяи. Когда Платон, вторя Сократу, назвал человека «безперым двуногим животным», за что все вокруг его хвалили, Диоген принес ему курицу и сказал: «Смотри! Я принес тебе человека». После этого случая Платон пересмотрел определение и добавил характеристику «с широкими плоскими ногтями».
В Коринфе
Если верить свидетельству Мениппа Гадарского, Диоген однажды отправился в плавание к берегам Эгины, где был схвачен пиратами, продавшими философа в рабство коринфянину с Крита по имени Ксениад. Когда Диогена спросили о его ремесле, он ответил, что не знает другого ремесла, кроме как наставлять людей на правильный путь, и что он желает, чтобы его продали тому, кто сам нуждается в хозяине. Всю последующую жизнь философу предстояло провести в Коринфе, став наставником двух сыновей Ксениада. Всю свою жизнь он посвящает проповедованию учения о целомудренном воздержании. Существует версия, согласно которой он донес свои взгляды до более широкой аудитории, выступая перед зрителями на Истмийских играх.
Отношения с Александром
Уже в Коринфе Диоген встречает Александра Македонского. По свидетельству Плутарха и Диогена Лаэртского, они обменялись всего несколькими словами. Однажды утром, когда Диоген отдыхал и грелся в лучах солнца, ему помешало познакомить его со знаменитым философом Александром. На вопрос, рад ли он такой чести, Диоген ответил: «Да, только ты загораживаешь от меня солнце», на что Александр ответил: «Если бы я не был Александром, я бы с радостью был Диогеном». Есть еще одна история, где Александр застал Диогена, созерцающего груду человеческих костей. Диоген объяснил свою профессию так: «Я ищу кости твоего отца, но никак не могу отличить их от рабов».
Смерть
Диоген умер в 323 г до н.э. Было много версий его смерти. Некоторые полагают, что он умер, практикуя задержку дыхания, другие полагают, что он отравился сырым кальмаром, а третьи полагают, что он умер от укуса больной собаки. Когда философа спрашивали, как бы он хотел, чтобы его похоронили, он всегда отвечал, что хотел бы, чтобы его выбросили за городские стены, чтобы дикие звери лакомились его телом. На вопрос, будет ли он сам этого бояться, он ответил: «Нисколько, если ты дашь мне палку». На все изумленные комментарии о том, как он мог пользоваться палкой, находясь без сознания, Диоген сказал: «Тогда зачем мне беспокоиться, если я в конце концов не хочу сознания?» Уже в более поздний период своей жизни Диоген высмеивал чрезмерный интерес людей к «правильному» обращению с умершими. В память о нем коринфяне воздвигли колонну из парижского мрамора, похожую на собаку, свернувшуюся калачиком и спящую.
Комментирование закрыто