Фредерик Сезар Лахарп (1754–1838) – политик, философ, юрист по профессии. Он вошел в российскую историю как учитель Александра I, будущего российского императора, внука Екатерины II. Ла Арп, биография которого является олицетворением служения гуманистическим идеалам, прожила насыщенную жизнь. Аристократ по происхождению, он до конца своих дней защищал республиканские идеалы.

Ранние годы

Фредерик Сезар де Лагарп родился 6 апреля 1754 года в швейцарском городке Роль, в знатной дворянской семье.

Великая Французская революция

Изучая краткую биографию Фредерика Лагарпа, следует отметить большое влияние, которое оказала на него Великая Французская революция. Он настолько проникся ее идеями, что даже убрал благородную частицу «де» из написания своей фамилии».

Кроме того, Ла Арп начал активно предлагать реформы бернскому правительству. Смелое предложение Лагарпа было воспринято правительством как угроза мирной буржуазной жизни. В результате на Лагарпа были выдвинуты доносы, и в 1795 году он лишился места при царском дворе в Петербурге.

В 1795 году Лагарп покинул Россию и получил чин полковника, орден Святого Владимира и пожизненную пенсию.

Политическая деятельность

В 1798–1803 гг на территории Швейцарии была основана Гельветическая республика — зависимое от Франции государство, созданное во время французского вторжения в страну.

Ла Арп стал членом ее руководящего органа — Директории. Он пытался сосредоточить всю свою власть в своих руках, но безуспешно.

Опасаясь преследований, Лагарп был вынужден бежать в Париж, а затем в Россию. К тому времени императором уже стал его ученик Александр I. В российском суде Лахарп получил защиту. Он не принимал непосредственного участия в управлении государственными делами, но Александр I постоянно с ним советовался.

В 1816 году Ла Арп вернулся в Швейцарию и поселился в Лозанне. Здесь он был избран в Большой совет, где до 1828 года защищал либеральные концепции.

Фредерик Сезар Лагарп умер 30 марта 1838 года в Лозанне. Когда он умер, в его честь был назван небольшой остров, построенный примерно в 1835 году для защиты порта Ролле.