Анализ «Матренин двор» Солженицын

А. И. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в сельской школе учителем. Повествование основано на реальных событиях, произошедших в небольшой деревеньке, где пришлось учительствовать автору. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелёгкая доля советских колхозников. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану. Сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он действительно после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево Владимирской области, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрёны Васильевны. В своём небольшом произведении писатель отобразил судьбу одного героя и судьбу страны.

Рассказ был написан в 1959 году и напечатан благодаря Александру Твардовскому в журнале “Новый мир” в начале 1963 года.

Смысл названия «Матренин двор» в том, что рамки двора простой крестьянки раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческую идею. Отсюда можно сделать вывод, что основной мыслью произведения «Матренин двор» является не повествование истории отдельной деревни, а попытка показать создание нового взгляда на жизнь страны и на власть, управляющую народом.

Тема

Анализируя произведение «Матренин двор» необходимо определить главную тему этого рассказа.

В нём глубоко освещены жизнь и труд русского народа, его отношения с властью. Человек трудится с детства до старости, ему приходится мириться с потерями в личной жизни, забывать о своих интересах. Тяжёлый труд отнимает здоровье, а человек взамен не получает ничего. Матрёна трудилась всю свою жизнь, но, не подтверждённые документально, стаж и трудовые подвиги не имеют никакого значения для власти. Она не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы её существования ушли на то, чтобы собирать разные справки, и часто за одной и той же бумажкой приходится ходить несколько раз. Равнодушные чиновники, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрёна, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, с трудом добиваясь результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении. Фаддей Миронович, брат её мужа, заставил Матрёну при жизни отдать наследство – обещанную часть дома – её приемной дочери Кире. Матрёна согласилась, и, когда из жадности двое саней прицепили к одному трактору, повозка попала под поезд. Матрёна погибла. Алчность людская превыше всего: в тот же вечер единственная её подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом забрать обещанную ей вещицу, пока всё не растащили родные сёстры Матрёны.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон всё-таки успел забрать брёвна, брошенные на переезде. Он не пришёл даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуёмной жадности. Родные сёстры Матрёны первым делом забрали её похоронные деньги и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а по традиции.

По-человечески, искренне никто не пожалел Матрёну. Стремление не упустить наследство ослепило односельчанам глаза. И люди никогда не поймут Матрёну – того, что по своему духовному развитию женщина стоит по сравнению с ними на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства деревушку в глубине России. По воле судьбы попал он в деревню, где жила Матрёна, и определился к ней на постой.

Во второй части рассказчик описывает нелёгкую судьбу Матрёны, с самой юности не видевший счастья. Тяжёлой была её жизнь, подчинённая повседневным трудам и заботам. Всех своих шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрёна, но не озлобилась и не очерствела её душа. Она всё так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по-прежнему трудится на своём подворье и помогает соседям. Погибла, стараясь помочь родственникам перевезти к ним принадлежащую ей собственность.

В третьей части рассказчик описывает события после смерти Матрёны – бездушие людей, близких и родных женщины, которые налетели как вороны на остатки её двора, стараясь побыстрее всё растащить, осуждая Матрёну за её праведную жизнь.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Матрениного двора».

Жанр

Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий своё мнение без оглядки на власть и воззрения критиков.

Произведение писателя принято относить к «монументальному рассказу», настолько высокодуховным оказался созданный автором образ простой русской женщины, олицетворяющей собой лучшие человеческие ценности.