Первая ассоциация, которая возникает, когда мы слышим фамилию Пушкин – «поэт». Однако проза Александра Сергеевича не менее прекрасна. Повести писателя поражают колоритными образами, затейливыми сюжетами с интересными поворотами и конфликтами. Ярким образцом прозы А. С. Пушкина является повесть «Барышня-крестьянка». Школьники изучают её в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения, который существенно облегчит подготовку к уроку. Для удобства в публикации представлены два разбора – краткий и полный.
История создания
История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там писатель вынужден был задержаться из-за вспышки холеры. В Болдино он провёл 3 осенних месяца, на протяжении которых трудился на литературной ниве. Болдинский период оказался очень продуктивным. Из-под пера А. С. Пушкина вышли как поэтические, так и прозаические шедевры.
Особое внимание привлекает цикл произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». В него вошла и «Барышня-крестьянка». Год написания повести – 1830. Уже в 1831 она стала известной широкому кругу читателей.
Издавая произведение, Александр Сергеевич очень беспокоился, как его воспримут читатели и критика. Дело в том, что основа сюжета, а также художественный приём масок или переодеваний был заимствован Пушкиным у отечественных и зарубежных собратьев по перу.
Тема
Анализ «Барышни-крестьянки» следует начинать с характеристики основных мотивов. Разбор их также поможет понять суть повести.
В основе повести – традиционная для литературы тема любви. В контексте этого мотива формируется проблематика, в которой отобразились как моральные, так и социальные аспекты жизни. Можно выделить следующие проблемы: заимствование чужой культуры, обман, положение крестьян и представителей высшего сословия, дружба.
Начинается «Барышня-крестьянка» рассказом о семьях Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Помещики не ладят между собой из-за разницы во взглядах. В деревню к Берестову приезжает его сын Алексей. Молодой человек хорош собой, образован и воспитан. Слухи о его приезде быстро распространяются по деревне. Лиза, Дочь Муромского, изъявляет желание познакомиться с Алексеем. Девушка не знает, как это сделать. Настя, служанка молодой барышни, учит её, как сделать правильно. Так начинаются главные приключения повести.
Лиза переодевается в крестьянку и устраивает «случайную» встречу с Алексеем, представляясь дочерью местного кузнеца. Кстати, крестьянское платье барышне очень даже к лицу. Постепенно молодые люди влюбляются друг в друга. Лиза боится, что молодой человек узнает правду и тогда их отношения оборвутся. После череды забавных ситуаций с переодеваниями правда всё-таки всплывает. Тем не менее заканчивается история счастливо, так как отцы Лизы и Алексея до того времени успевают помириться. Эти элементы сюжета служат более полному раскрытию основной идеи рассказа.: рано или поздно любой обман обнаруживается.
После прочтения произведения становится понятным смысл названия повести. Заглавие отражает переодевания главной героини.
Основная мысль – настоящая любовь сильнее обманов и ссор. Счастье и судьба человека не зависят от материального достатка. Положение в обществе, наличие денег — это не главное, главное – настоящие чувства.
Композиция
Характеристика композиции – обязательный пункт плана разбора художественного произведения. Организация анализируемой повести несложная, тем не менее некоторые особенности композиции есть. Сюжет развивается линейно от экспозиции к развязке. Экспозиция достаточно объёмная, так как автор детально описывает быт, привычки двух помещиков и их семейств. Развязка – тайна раскрыта. Автор показывает, чем заканчивается история, и оставляет читателю право делать самостоятельные выводы.
Жанр
Жанр произведения – повесть, так как оно среднего объема, система образов, проблематика достаточно разветвлённые. В произведении развивается одна сюжетная линия. Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» написана в духе сентиментализма.
Комментирование закрыто