«Фаталист» – последняя глава романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, которая воспринимается как самостоятельное произведение. Его сюжет поражает необычными событиями и подталкивает читателя к размышлениям о человеческой судьбе. В этой части произведения Печорин думает о себе и своих поступках, целях и итогах жизни, понимает, что он стал лишним в современном ему обществе. В школе с этим романом знакомятся в 9 классе. Облегчить подготовку к уроку можно, воспользовавшись анализом произведения, данным в публикации.
История создания
Последняя часть романа М.Ю. Лермонтова была написана в 1838 году. Мнения исследователей об источнике сюжета расходятся. Наиболее распространённая версия следующая: М.Ю. Лермонтов вместе с его приятелем А.А. Столыпиным был участником происшествия с пистолетом. Биограф поэта П.А. Висковатов утверждал, что основой для эпизода, воспроизводящего «приключения» Печорина в доме пьяного казака, стал случай из жизни дяди писателя.
Некоторые учёные считают, что сюжет новеллы был заимствован из мемуаров Байрона. Британский писатель вспоминал, как его школьный друг решил испытать судьбу, подставив к виску пистолет.
Тема
Анализ главы «Фаталист» стоит начать с разбора мотивов и идейного звучания.
Истоки раздумий человека о предопределённости судьбы (рока) находим ещё в античной литературе. Позже эту тему развивали многие писатели, интерпретируя согласно духу своей эпохи. В новелле Лермонтова тема рока в человеческой жизни развивается в контексте вечного вопроса жизни и смерти. Эту проблему можно заметить и в других главах романа, однако именно в последней она стала главной.
Система образов новеллы «Фаталист» неразветвлённая: Печорин, поручик-серб Вулич, пьяный казак. Второстепенную роль играют образы трёх офицеров и Максима Максимыча. В центре сюжета – пари между Печориным и Вуличем. Оба героя служили тогда в казачьей станице. У офицеров сложилась традиция играть по вечерам в карты.
Один из таких вечеров стал последним для Вулича. Странный человек – именно таким его считали окружающие – захотел проверить, может ли он властвовать над своей судьбой. Поспорить с ним решился только Печорин, считавший, что человек сам управляет своей жизнью. Поручик взял пистолет, приставил ко лбу. Его товарищи замерли и с облегчением вздохнули, только когда случилась осечка. Вулич считал, что смерть человека предопределена.
Печорин заметил на лице поручика печать смерти и открыто сказал об этом. В этом вся суть Печорина, он прямолинеен и жесток, его правда всегда страшна своей неприкрытостью. Ночью поручика убил пьяный казак. Трагедия стала ещё одним доказательством существования рока. После этого Печорин решил испытать свою судьбу. Он забрался к казаку-убийце в дом и смог захватить его. Казалось бы, вот и третье доказательство. Но даже после этого герой не захотел верить, что не он хозяин собственной жизни.
Прочитав произведение, нетрудно догадаться, что смысл названия главы связан с показанными в ней событиями. Фаталистом является не только Вулич. Можно предположить, что так, не без иронии, автор называет Печорина.
Основная мысль произведения: каждый человек сам вправе решать, верить ему в фатум или нет, но всё же с судьбой лучше не играть.
Композиция
Формальная и смысловая организация произведения простая: последовательность сюжетных элементов в нём не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. Главу «Фаталист» условно можно разделить на три части: спор Печорина и Вулича, размышления Печорина о фатуме, смерть Вулича и эпизод захвата казака.
Жанр
Жанр произведения – новелла, доказательством чего являются такие особенности: небольшой объём, два главных героя, необычное событие, на котором сконцентрировано внимание, трагический финал, сюжет всё время держит читателя в напряжении. Произведение М.Ю. Лермонтова «Фаталист», как и весь роман “Герой нашего времени”, следует отнести к реалистическому направлению, так как повествование основано на реальных событиях и дано правдивое изображение действительности.
Комментирование закрыто