Вход в систему

Творчество (научное)

Творчество (научное) - деятельность по порождению качественно нового, никогда ранее не бывшего содержания. Всякое Т.(н.) характеризуется единством таких черт, как неповторимость (по характеру осуществления и результату), оригинальность и общественно-историческая уникальность. Для тв. мышления не существует априорных, пригодных для любых ситуаций решения проблемных задач образцов, рецептов, стандартов, к-рым оно должно следовать. Оно движется неизведанными путями, его повороты непредсказуемы. Часто оно, по выражению А.Эйнштейна, "грешит против разума", совершая не укладывающиеся в логику здравого смысла маневры и "безумные скачки". Обстоятельства, сопутствующие прорыву познания на более высокую ступень, далеко не всегда соответствуют важности момента: озарение, завершающее скрытую работу мысли, зачастую посещает творца в самый неожиданный момент, вне связи с непосредственной деятельностью по решению проблемы. В момент скачка мысли от известного к ранее неизвестному, от наличного уровня знания к объективно новому результату никакая логика не может предугадать направление такого скачка. Логичность тв. деятельности нередко обнаруживается лишь на стадии обоснования результата, поражая по прошествии времени простотой и очевидностью решения. Т.(н.) исполнено парадоксов и противоречий. Одно из наиболее типовых противоречий Т.(н.) связано с тем, что исследователь должен мыслить непротиворечиво и в то же время быть толерантным к противоречиям. Способность признать справедливость как аргументов, так и контраргументов является одним из существенных качеств тв. мышления. Соединение в своем сознании противоречащих мыслей подталкивает ученого к отысканию такого подхода, к-рый объединял бы на первый взгляд исключающие друг друга позиции. Др. противоречие порождено сочетанием необходимых для протекания тв. деятельности феноменов, включающих, с одной стороны, глубокие знания, твердые убеждения, уверенность в правильности исповедуемых идей, упорство в их проведении, а с другой - способность к пересмотру собственных позиций, отбрасыванию оказавшихся несостоятельными представлений, отказу от упорства в заблуждении и т.п. Разрешение отмеченного противоречия достигается на пути следования принципам разумной справедливости, сформулированным Д.Пойа: принцип мужества ума требует готовности изменить в случае обнаружения веских для этого оснований свои представления, подходы и методы, сколь бы привлекательными они не казались прежде; принцип честности ума выражается в запрете изменять свои представления без достаточных оснований, в угоду конформистским соображениям, в случае их опровержения опытом, лишь на том основании, что они свои, собственные, ставшие фактами биографии исследователя; принцип мудрой сдержанности состоит в запрете изменять свои представления произвольно, под воздействием модного течения, соображений личной выгоды, в угоду влиятельным кругам и т.п. Т.о., тв. процесс требует от субъекта наряду с наличием прочного основания усвоенных знаний и методов также смелости сомнения и отрицания, самостоятельности и гибкости мысли, дерзости риска и самокритичности. Тв. ученому совершенно необходима способность порождать "безумные" идеи - занятие, безусловно, трудное для логически мыслящего человека. Появление новой идеи в науке всегда связано с нарушением какого-то запрета, установленного "старой" наукой. Зачастую эти запреты становятся настолько привычными, что приобретают вид предрассудка. Исследователь, находящийся в тв. поиске и вынужденный совершать "крамольные" поступки, нуждается в средствах преодоления запретов и предрассудков. К их числу можно отнести чтение науч. фантастики, позволяющей выйти за жесткие рамки обыденности и открывающей возможные миры, и генерирование ассоциаций (последнее включается также в систему активизации интуиции). Ассоциации несут на себе печать индивидуальности тв. субъекта, через их посредство в процесс порождения нового входит случайность. С одной стороны, случайность "зашумливает" создаваемое новое, с другой - она выступает как сущностная составляющая процесса открытия, как важный инструмент познания. Случайность является атрибутивной чертой процесса генерирования гипотез, нарабатывания вариантов через механизм ассоциаций и гирлянд стохастических ассоциаций. Ученый, оказавшийся в проблемной ситуации, не должен бояться выдвигать множество гипотез. На этом этапе поиска полезно "поблуждать" в лабиринтах идей и образов, позволить себе свободу фантазии. Кол-во генерируемых гипотез может быть сокращено за счет формулирования априорных требований (это особенно важно в случае автоматизации процесса выявления закономерностей и решения изобретательских задач); в роли последних выступают различного рода конкретно-науч. принципы, представленные в науч. знании, а также принципы логико-методологического и философского характера. Процессы Т.(н.) нерасторжимы с интуицией. Эвристика как дисциплинарно оформленная область знания, выявляющая систему закономерностей, механизмов и методологических средств порождения нового знания, выделяет такие формы стимулирования интуиции: созерцание красоты и развитие эстетического компонента духовного мира личности, т.к. искусство обогащает ученых, возвращая им чувство гармонии (напр., высокой продуктивностью отличалась направляемая эстетическими принципами мысли деятельность Пифагора, Платона, А.Эйнштейна, В.Гейзенберга), а представления о гармонии и совершенстве реальности могут выступить открытыми детерминантами интуитивного прозрения и обоснования науч. положений (напр., "изопериметрическая теорема"); восприятие объектов, обладающих эффектом неожиданной новизны и тем порождающих оригинальные ассоциативные цепи; жесткое ограничение сроков, побуждающее мышление работать в режиме "форсажа" и тем самым "срывающее печати" с "генераторов интуиции"; создание ситуаций риска, заставляющее мысль прибегать к поиску неординарных решений; генерирование ассоциаций и образование гирлянд ассоциаций, что дает возможность обнаружить взаимосвязь предметов и явлений действительности там, где они прежде не просматривались; диалогическое обслуживание проблем в контактной группе, организованной в "ролевой ансамбль". В психологическом отношении диалог интересен эффектом) "себя-узнавания": участник диалога узнает в другом себя, каким он был на той или иной стадии тв. эволюции. Благодаря этому диалог ведет к активизации эмоциональной сферы субъекта, снимает синдром самолюбования и вызывает интеллектуальное напряжение, из к-рого рождается искра открытия. Из др. методологических средств промптуария (фонда) эвристики можно отметить эвристические стратегии: стратегию отрицания отрицания, основанную на представлении Т.(н.) как диалектики циклов исходного состояния, отрицания и отрицания отрицания; инверсионную стратегию, исходящую из использования методологических средств, противоположных традиционно применяемым в подобных ситуациях; эротематические стратегии, базирующиеся на целеустремленной постановке вопросов и поиске адекватных ответов; стратегии эвристической охоты, требующие смекалки, сообразительности, оперативной корректировки поиска в изменчивых условиях, способности рисковать и т.п.; стратегию трикстера (озорника, шалуна, проказника), построенную на диалектическом сочетании противоположностей (порядка и хаоса, созидания и разрушения, на создании ситуации карнавализации тв. процесса) и др. Направляемый эвристикой тв. процесс, разумеется, не становится в полной мере алгоритмичным, но он перестает быть хаотичным. Уменьшение неопределенности при использовании эвристики является условием повышения эффективности творчества.