Вход в систему

Творческие способности в техническом творчестве

Творческие способности в техническом творчестве – индивидуальные особенности личности, представляющие субъективные предпосылки успешного осуществления тв. деятельности, направленной на создание новых технических систем и технологий и их совершенствование. Т.с.т.т. отличаются разнообразием и неоднородностью, что частично обусловлено разнообразием содержания деятельности, к-рую необходимо выполнить в процессе науч.-тех. разработки. Достаточно информативным основанием для фиксации разнообразия содержания тв. деятельности разработчика и классификации требований к субъекту является выделение этапов разработки и отдельных задач в его тв. деятельности. Участие человека в работе на том или ином конкретном этапе или в решении конкретной задачи предъявляет к нему определенные требования, а эффективность этой работы зависит от наличия у субъекта деятельности соответствующих способностей. К таким отдельным Т.с.т.т. относятся: умение выявлять и формулировать глубокие противоречия и несоответствия; обостренное умение выявлять и прогнозировать новые потребности и улучшенные потребительские качества; быстрое понимание функционально-физ. сущности работы тех. системы; видение недостатков и дефектов в существующих изделиях; умение ставить задачи технического творчества, генерировать и синтезировать новые идеи я технические решения; умение быстро и объективно сравнивать альтернативные решения и выбирать лучшие; умение накапливать и систематизировать наиболее ценную информацию; умение разрабатывать и обосновывать новую идею, в т.ч. путем экспериментальных исследований и др. Это качественно различные способности, и обладание одной из них не предполагает обязательное обладание др. способностью или группой способностей. Разные способности имеют различную распространенность: наиболее редко встречаются люди, вскрывающие глубокие противоречия, открывающие новые направления в тех. науке и умеющие ставить задачи; несколько чаще встречаются люди, умеющие решать сложные задачи и т.д. Можно построить пирамиду Т.с.т.т., в основании к-рой - наиболее распространенные способности, а на вершине - наиболее редкие. В такой пирамиде от вершины к основанию располагаются "слоями" следующие Т.с.т.т., к-рые одновременно отражают и этапы тв. деятельности в области техники; 1) выявление и формулировка глобальных противоречий; 2) выявление новых потребностей и открытие новых направлений в технике; 3) постановка задач тех. творчества; 4) генерирование новых идей и конструкторско-технологических решений; 5) теоретические, расчетное, экспериментальное и технологическое обоснование новых решений; 6) подготовка проектно-конструкторской документации и доводка нового образца техники. Здесь прослеживаются две закономерности: 1) каждый этап науч.-тех. разработки требует специфических способностей, при этом может быть проявлен высокий уровень способностей (гиперспособностей); 2) более сложный характер науч.-тех. задач, решаемых на "верхних слоях" пирамиды, предъявляет более высокие требования к уровню развития способностей разработчиков, т.е. здесь с необходимостью нужны гиперспособности. Поэтому неслучайны следующие определения способностей: "талант" решает такие сложные задачи, к-рых не решают другие; "гений" видит такие проблемы, к-рых не видят другие, открывает новые направления в науке и технике, творит, подобно силам природы. Высокие Т.с.т.т. очень неравномерно распределены в людской массе, и выявление их, распознание и культивирование представляет сложную социальную проблему. Т.с.т.т. можно условно разделить на две составляющие: 1) природные способности, к-рые даются от рождения и разные у разных людей; 2) приобретенные способности, к-рые возрастают за счет изучения теории, практического опыта, связанного с решением задач тех. творчества, и специального развития отдельных Т.с.т.т.; напр., у шахматистов 2-я составляющая Т.с.т.т. может в несколько раз увеличивать 1-ю, что в целом обеспечивает значительное повышение тв. способностей человека.