Вход в систему

Креативная педагогика

Креативная педагогика – педагогика, ориентированная на развитие творческих способностей обучаемого. В принципе любая педагогика имеет креативную (творческую) ориентацию (напр., т.наз. проблемное, программированное, интенсивное обучение и др.). Определенной креативностью обладает и педагогика, основанная на традиционной дидактике, считающей обучение процессом объективно детерминированного развития, обеспечиваемого передачей обучаемым уже известного фактологического знания. Наиболее четко способы и средства достижения целей К. п. сформулированы (как ни парадоксально, в виде ф-лы изобретения) А.Г.Алейниковым (строгость изложения в виде ф-лы изобретения обладает и определенной эвристичностью, т.к. лингвистика здесь как бы "заставляет" осмыслить вводимую новизну) следующим образом: "Педагогика креативной ориентации, содержащая педагогическое воздействие на субъект для освоения определенного уч. материала (уч. предмета) и отличающаяся тем, что с целью повышения эффективности обучения педагогическое воздействие осуществляется на фоне центробежного надкритического взаимодействия, при этом обучаемый переводится из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества (креативности), а традиционный (основной) учебный материал переводится из ранга предмета освоения в ранг средства достижения некоторой созидательной цели, дополнительный же материал содержит описание и показ действия эвристических приемов и методов". Иными словами, для достижения эффекта креативной ориентации необходимо: создать в уч. процессе фон центробежного (выходящего в метаобласть, метазнания, т.е. за пределы узкой специальности) надкритического (допускающего только доброжелательную, "конструктивную" критику) взаимодействия, способствующего раскрытию и развитию тв способностей обучаемых; переорганизовать уч. процесс таким образом, чтобы в ходе его обучаемый стал созидателем, а уч. материал - средством достижения созидательной цели; ввести дополнительный уч. материал, включающий описание и показ действия эвристических приемов. При этом следует помнить, что обучаемый не может развить свои тв. способности, если у него в сознании не отражалась модель проблемной ситуации (доминанта Ухтомского). Требования (и базального принципа эвристики) выхода в метаобласть и метазнания приводят к мысли о том, что, возможно, целесообразно готовить специалистов широкого профиля (напр., по дезинтеграции материала, перемещению объектов и т.п.), владеющих метатехнологиями, основанными на достижениях различных отраслей.