Вход в систему

Авторитарная педагогика

 

Авторитарная педагогика – педагогика, основанная на принципах подавления личности обучающегося, монотонного заучивания материала, что лишает обучающегося способности рассуждать. В процессе физического воспитания у детей формируется способность переносить лишения.

Особенности авторитарной педагогики:

  • педагог единолично решает все вопросы деятельности ученика и всего коллектива в целом. Он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности;
  • учащиеся реально не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива не принимается во внимание педагогом;
  • общение реализуется с помощью диктата и опеки;
  • отказ ученика (коллектива) повиноваться может привести к конфликтной ситуации;
  • успеваемость учащихся расчитывается исходя из формальных оценок;
  • личность и индивидуальность, мотивы учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия (не принимается во внимание педагогом).

Недостатки авторитарной педагогики:

  • порождает неадекватную самоценку обучающегося;
  • прививает культ силы (педагог всегда в той или иной степени является образцом для подражения);
  • вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми;
  • формирует невротиков (невротизации личности учащегося способствует помимо перечисленного выше отсутствие отличных патернов поведения, т.к. нет выбора;
  • авторитарное взаимодействие приводит к ограниченным личностным мыслительным конструктам.

Преимущества авторитарной педагогики:

  • механистичность стиля легко реализуется на практике в особенности в случае классно-урочной системы обучения (наиболее распространена);
  • внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны.

Авторитарной педагогике противопоставляется гуманная (гуманистическая) педагогика.