Вход в систему

Автодидактика

 

Автодидактика – комплекс (система) индивидуальных технологий учебной деятельности человека (обучающегося). Каждый человек учится по своему, со своей автодидактикой, формирующейся в процессе опыта учебной деятельности на основе личностных предпочтений, индивидуальных особенностей нервной системы и т. д. Идентичные методы, применяемые в групповом обучении, могут быть продуктивными для одних обучающихся и сдерживающими для других. Игнорирование индивидуальных особенностей влияет не только на восприятие материала, но и на отношение к предмету в целом. Ученики, индивидуальные особенности которых не учитываются в процессе планирования и осуществления педагогического процесса, впоследствии, как правило, составляют «группу риска».

В мировой психолого-педагогической науке выделяют три основных стиля деятельности учащихся: визуалы, аудиалы, кинестеты. В основу данной градации положены способы восприятия информации. Для аудиалов характерно восприятие информации на слух, для визуалов – зрительное восприятие, для кинестетов – деятельное. Каждый из этих стилей, воспользовавшись особенностями познавательной деятельности, можно разбить на подстили.

Способы повышения эффективности планирования и осуществления учебного процесса на основе индивидуального стиля обучающихся на каждом этапе учебной деятельности:

Первый этап – целеполагание – предполагает: для аудиалов – устную постановку цели; визуалов – письменную; для кинестетов – выделение цели из созданной проблемной ситуации.

Второй этап – новые знания: эффективное восприятие нового материала для каждого из стилей происходит по особому плану. Для аудиалов наиболее продуктивен традиционный план подачи материала: объяснение материала педагогом, закрепление услышанного с помощью учебника или дополнительной литературы. Иначе строится работа с визуалами: первоначально учащиеся знакомятся с материалом с помощью рекомендованной им литературы, затем следует объяснение, в ходе которого рекомендуется использовать записи на доске большими печатными буквами. Концентрация внимания визуалов достигается на основе написанного на доске опорного конспекта или плана. Учителю необходимо обращаться к нему при переходе от пункта к пункту. Кинестетам для включения в активную деятельность необходимо дать возможность экспериментально получить результат, сделать самостоятельные выводы, затем прочитать материал учебника по данной проблеме и выяснить у учителя интересующие их вопросы. Наиболее продуктивны для учащихся-кинестетов лабораторные работы.

Третий этап - закрепление. Аудиалы обладают быстрой реакцией, для них характерно устное решение задачи, в ходе которого педагог может выявить и предотвратить часто встречающиеся ошибки. В работе с визуалами основное внимание уделяется письменному решению задач, учитывая, что этим обучающимся требуется время для обдумывания полученной информации. Наиболее эффективными видами деятельности кинестетов являются лабораторные и практические работы.

Другой подход к педагогической диагностике индивидуальных особенностей учения обучающихся заключается в определении:

•        отношения обучающегося к учению как к самостоятельной учебной деятельности (пассивное/активное);

•        соотношения процессов самоопределения и самореализации;

•        ориентации обучающегося на «значимого другого» (учитель, родитель, одноклассник);

•        степени уверенности в собственных силах.

Возможны и другие подходы.

Путем педагогической диагностики компетентный учитель, преподаватель может определить средний стиль класса, учебной группы и на этой основе строить индивидуальную работу с обучающимися.

В целом, проблема автодидактики исследована крайне недостаточно.

Литература: Куринский В. А. Постпсихологическая автодидактика. Изд. 4-е. доп. М.-Киев, 2006.